XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Готическая традиция в новеллах В. Я. Брюсова «В зеркале» и «Менуэт»: проблема хронотопа

Марфа Максимовна Русанова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2019-04-18
12:50 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются новеллы В. Я. Брюсова «В зеркале» и «Менуэт» в контексте готической традиции. В этих произведениях реализуется инвариантная структура готического романа. В «Менуэте» представлен более традиционный вариант готического хронотопа, однако в этой новелле уже прослеживается параллель между его структурой и структурой сознания героини. Показано, что хронотоп новеллы Брюсова «В зеркале» также наделен признаками готического инопространства, этот создаваемый в сознании героини образ пространства  выражен одновременно и интертекстуальными, и интермедиальными средствами.

Тезисы

Проблема готической традиции в поэтике малой прозы В. Я. Брюсова еще недостаточно изучена. Наибольший интерес представляют в этом аспекте такие его произведения 1900-х гг., как «В зеркале» и «Менуэт». В качестве претекстов новеллы «В зеркале» исследователи (напр., Л. А. Дубинина) называют некоторые произведения Э. Т. А. Гофмана, («Золотой горшок», 1813—1814; «История о пропавшем отражении», 1814; «Двойник», 1814), Э. А. По («Вильям Вильсон», 1839) и раннюю новеллу самого Брюсова «Менуэт» (1902).
Каждое из этих произведений так или иначе ориентировано на готическую традицию. В повествовании новеллы «В зеркале» характерный для готической прозы мотив двойничества играет сюжетообразующую роль. Однако представляется, что связь новеллы с готической традицией осуществляется на более глубоком уровне, так как в произведении актуализируется такая инвариантная структура готического романа, как хронотоп.
В связи с этим целью доклада будет анализ новелл Брюсова «Менуэт» и «В зеркале» в аспекте готической традиции. Основной задачей станет исследование поэтики новелл в аспекте готического хронотопа.
При первом рассмотрении готический хронотоп дома-дворца в новелле «Менуэт» представляется пространством, обращенным к прошлому. Центральная сцена старинного танца и выявленные исследователями аллюзии на новеллу Г. де Мопассана подтверждают это прочтение. Однако в восприятии героини и близкой ее сознанию точке зрения ребенка иной мир символизирует «вторую» призрачную реальность замкнутого инопространства. Для других персонажей видения героини порождены ее внутренним миром.
В новелле «В зеркале» обращенность к прошлому обозначена в подзаголовке «Из архива психиатра». Весь «реальный» мир отступает на периферию, взгляд героини на протяжении всего повествования направлен в зеркало. Она находится в постоянном поиске себя и «второго» мира как «второй» реальности в отражении. В. В. Виноградова называет модель бытия, при которой взгляд персонажа направлен внутрь себя, интровертной. Мы можем уточнить это определение по отношению к хронотопу новеллы Брюсова и назвать его интровертированным.
Теоретические работы по проблеме визуальности (М. Мерло-Понти, Дж. Т. Митчелла) позволяют выявить наличие двухмерности мира, в котором живет героиня. Реальный трехмерный мир с его полнотой бытия дается только в мечтах персонажа. Вместе с тем данный хронотоп обладает признаками «готического инопространства» (понятие С. Н. Зенкина), которое создается в сознании героини как медиума: она страшится и одновременно стремится проникнуть в зазеркалье, его устройство остается для нее неизвестным, оно смыкается, образуя подобие тюрьмы или могилы.
Таким образом, сознание героини существует по законам «инопространства», в пределах которого реализуется вариант готического хронотопа.