XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Национальная история в романе Н. Готорна «Дом о семи фронтонах»

Виктория Витальевна Травникова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2019-04-17
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен вопросам трактовки национальной истории Америки зрелыми романтиками на примере романа Н. Готорна (1804—1864, Hawthorne) «Дом о семи фронтонах» (1851). Проанализированы описанные в романе исторические события, характеры персонажей и пространственно-временные отношения. На основе проведенного исследования выстраивается полноценная картина мироощущения писателей зрелого романтизма и непосредственно Готорна как одного из главных их представителей. 

Тезисы

В начале XIX в. Н. Уэбстер (1758—1843, Webster) писал, что Америка должна обрести литературную независимость подобно тому, как ранее она обрела независимость политическую. Однако это стало возможным только тогда, когда сложились предпосылки романтизма. В Европе это движение возникло на несколько десятилетий раньше и стало откликом на Французскую революцию и оформление капиталистического общества. Обретение Америкой политической независимости от Великобритании сплотило нацию на некоторое время, но к концу 1810-х гг. политические и социальные проблемы, с которыми столкнулось молодое государство, заставило многих американцев усомниться в правильности выбранного пути развития.
Пик недовольства развивающимся государством приходится на зрелый период романтизма, одним из главных представителей которого становится Н. Готорн (1804—1864, Hawthorne). Творчеству этого автора присуще изображение национального прошлого, ирония над путями развития государства, а также мистификация и тревога за будущее Америки.
На материале второго крупного романа Готорна «Дом о семи фронтонах» («The House of the Seven Gables») была сделана попытка воссоздать картину мироощущения авторов того периода. Готорн изображает на страницах романа и подвергает анализу события конца XVII в., испытывая боль за деяния предков и чувство вины, которое отличает его от ранних романтиков с их историческим оптимизмом.

Характеристика персонажей романа позволила унифицировать не только основные типы людей, населявших Америку в те годы, но и ценности, воплощенные в героях. На страницах романа Готорн выводит разные человеческие типы, каждому из которых соответствует своя система ценностей, и показывает, как закоснелых в своих обычаях Пинчонов в буквальном смысле сменяют новаторы Холгрейвы, которые призваны олицетворять будущее Америки.
При этом анализ пространно-временных отношений и «внутреннего/внешнего» пространства романа показывает, что у Готорна прошлое продолжает доминировать над настоящим и определять будущее.
Итак, интерес к национальной истории и стремление найти в прошлом ответы на актуальные вопросы нового времени является одним из общих мест для всех романтиков, и американские авторы XIX в. не были исключением. Готорн рисует правдивые картины прошлого, оказывающего большое влияние на настоящее. Однако в его романах мы видим не наследование традиций, а скорее плавное развитие Америки от пуританского общества первых поселенцев к капитализму. В своих статьях А. В. Аксенов отмечает особую черту Готорна как писателя 
— уклоняться от окончательных суждений и предоставлять читателю возможность иметь свою точку зрения. Таким образом, исторический контекст является важной составляющей не только самих произведений Готорна, но и читательских оценок.