XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Мой полный боли кошелёк»: жанр поэтического прошения в творчестве Уильяма Данбара и Джеффри Чосера

Карина Рашитовна Ибрагимова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 190
2019-04-17
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается жанр поэтического прошения в творчестве шотландского поэта У. Данбара (1460—1520, Dunbar) на примере стихотворения «К королю». Осваивая этот жанр, Данбар обращается к опыту своего английского предшественника Дж. Чосера (1340—1400, Chaucer) и заимствует как образность и ироническую модальность, так и способ построения прошения из чосеровского стихотворения «Сетование Чосера на его кошелёк». 

Тезисы

У. Данбар (1460—1520, Dunbar) был одной из заметных фигур шотландского позднего Средневековья. Данбар, принадлежащий к плеяде шотландских чосерианцев, использует опыт Дж. Чосера и осваивает жанр поэтического прошения, внося в него свои коррективы.
Задачей доклада становится сравнительный анализ поэтических прошений Данбара («К королю», «To the King») и Чосера («Сетование Чосера на его кошелёк», «The Complaint of Chaucer to His Purse»).
Жанр прошения имел не только художественное, но и практическое значение: несмотря на то, что доподлинно не известно, функционировали ли поэтические прошения как официальные документы, эти тексты могли влиять на положение придворных поэтов. Так, в 1507 и 1510 годах жалование Данбара было увеличено: многие исследователи убеждены, что причиной тому стали его прошения. 
Стихотворение Данбара «К королю» — это прошение об увеличении жалования, маскирующееся под жанр жалобы: поэт повествует о терзаниях, связанных с его полунищей жизнью. Причиной тому оказывается опустевший кошелёк героя, который причиняет ему не только душевную, но и физическую боль: строка «Мой полный боли кошелёк так терзает меня» становится рефреном, с некоторыми вариациями повторяющимся во всех строфах стихотворения. Это прошение восходит к стихотворению Чосера «Сетование Чосера на его кошелёк», где также возникает образ пустого кошелька: его пустота так угнетает героя, что тот умоляет кошелёк наполниться вновь, иначе его хозяину грозит смерть.
Оба поэта наделяют кошелёк человеческими свойствами. Именно он становится адресатом в стихотворении Чосера: кошелёк сравнивается с прекрасной дамой, к которой и обращена жалоба героя. Чосер вводит характерную для куртуазной поэзии образность, воспринимающуюся здесь в ироническом ключе: он нарекает кошелёк своей королевой, утверждает, что тот правит его сердцем; для содержимого кошелька характерны приятнейшие звуки и ярчайшие цвета. Однако изначальное воззвание к милости кошелька в конце сменяется на послание к королю, которое отделено от основного текста и направлено на разрешение не только поэтической задачи.
Кошелёк Данбара «очеловечивается» несколько по-иному: он становится аналогом части тела человека — точно так же, как может болеть пустой желудок, болит пустой кошелёк героя. Изначально адресатом жалобы Данбара является Спаситель, однако в конце стихотворения, как и у Чосера, возникает образ короля, который может эту боль исцелить.
Таким образом, Данбар заимствует не только чосеровскую образность, но и способ построения поэтического прошения.