XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эстетика ужасного в романе «Виланд» Чарльза Брокдена Брауна

Маргарита Эдуардовна Борисова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 190
2019-04-17
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

В готической литературе существует четкое разделение, введенное еще А. Радклифф: ужасные события должны объясняться либо вмешательством потусторонних сил, либо реальными обстоятельствами. Американский писатель рубежа XVIII—XIX веков Ч. Б. Браун (1771—1810, Brown) выходит за рамки этой схемы: он открывает для готического романа третью силу, действующую на этот раз не извне, а изнутри человека. В романе «Виланд», практически первом американском готическом произведении, он затрагивает такие вопросы, как возможность познания мира и уязвимость человеческого разума.

Тезисы

Ч. Б. Браун (1771—1810, Brown), несмотря на сравнительно недолгий творческий путь, успел занять важнейшее место в американской литературе. Романы Брауна оказали значительное влияние на самосознание молодого государства. Несмотря на то, что далеко не все в наши дни знакомы с творчеством самого писателя, каждому известны имена его последователей — Н. Готорна, Э. По и др.
Создав за довольно короткое время ряд романов в готической традиции, Браун заложил ее основы в национальной литературе — и в то же время стал новатором в жанре в целом. Именно ему мы обязаны развитием того, что в наше время называется «психологический триллер». Выходя за рамки классического horror и terror, писатель обращается к третьему, еще не исследованному источнику ужасного: человеческому разуму.
Хорошим примером того, как Браун выстраивает эстетику своего романа ужасов, является роман «Виланд», опубликованный в 1798 г. Уделить ему особое внимание стоит из-за сочетания явного готического наследия и яркого новаторства. В «Виланде» отражена литературная и общественная ситуация времени и места создания, но еще заметнее в нем авторское начало. Принципиальную роль в романе играют места действия. Это в первую очередь Америка как континент, связанный для героев с несчастьем и безумием, как «не-родная, зловещая родина, полная скрытых опасностей и угроз». С путешествиями в Америку и отъездами из нее связаны попытки героев сбежать от безумия или разрешить свои вопросы. Но и сами дома героев, места, которые они посещают, — каждая локация в романе наделена символическим смыслом. Центром этой системы образов является беседка: некогда бывшая местом богослужений религиозного фанатика, она превращена его детьми в храм просвещения — что не уничтожает до конца ее мистической сущности.
Точно так же герои романа «Виланд» не в силах совладать и с темной стороной собственного рассудка. Для Брауна разум человека — некая самостоятельная сила, не всегда подчиняющаяся усилию воли, но подверженная внешним влияниям. Писатель последовательно приводит свою главную героиню к полному помрачению рассудка, тем самым ставя под сомнение просветительские идеалы. Действительно ли трезвый ум ограждает человека от бедствий? Путем такого же опыта, сталкивая героев с неразрешимыми загадками, Браун бросает вызов и рационализму, предлагая читателю вопрос: все ли в этом мире можно познать и объяснить?
Таким образом, роман «Виланд» Брауна — эксперимент с точки зрения как философской, так и эстетической. Здесь писатель впервые затрагивает вопросы и применяет методы, которые впоследствии станут классическими.