XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтика комического в драматургии Майкла Фрейна

Наталия Вадимовна Романова
Докладчик
студент 3 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

ауд. 190
2019-04-18
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается своеобразие драматургии М. Фрейна (1933, Frayn). Исследуются жанровые особенности пьес «Балморал» и «Шум за сценой», в частности, влияние антиутопии и водевиля. Выдвигается тезис о том, что в исследуемых пьесах драматург ставит на первый план задачу рассмешить зрителя. Основная идея исследования состоит в том, что в произведениях драматурга собственно комическое начало преобладает над логикой жанра.

Тезисы

В докладе рассматриваются две пьесы М. Фрейна (1933, Frayn) «Балморал» («Balmoral») и «Шум за сценой» («Noises Off»). Данные произведения не характеризуются сходством на проблемно-тематическом уровне, но могут быть сопоставлены на уровне использования комических приемов. Задача доклада — выявить приемы характерные для комедии положений и фарса в пьесах Фрейна, а также проследить их взаимодействие с традициями антиутопии и водевиля.
«Балморал» (1978) — пьеса в двух действиях, жанр которой самим драматургом обозначена как фарс. Писатель создает альтернативную историю, в которой социалистическая революция 1917 г. произошла не в Российской империи, а в Великобритании, потому бывшая королевская резиденция Балморал в произведении является местом отдыха писателей. В пьесе «Балморал» идеологический пафос, присущий обычно альтернативной истории, традиции которой восходят к антиутопии, остается на втором плане (хотя в произведении безусловно присутствуют рассуждения на политические темы), а на первый план выдвигает элемент комедии, комедии положений, который в конечном итоге затмевает серьезность и трагизм альтернативной реальности.
В трехактной пьесе «Шум за сценой» (1982) Фрейн изображает закулисную жизнь театральной труппы, используя для этого прием «пьеса в пьесе». Наиболее вероятное жанровое определение произведения — водевиль, однако драматург здесь несколько отходит от традиционного водевильного сюжета. Основным сюжетным двигателем пьесы являются элементы комедии положений, фарсовые ситуации и конфузы.
Таким образом, мы можем сделать выводы о новаторстве Фрейна в области современной драматургии. Специфика взаимодействия Фрейна с указанными жанрами заключается в трансформации привычных жанров антиутопии / альтернативной истории и водевиля, а также в выдвижении на первый план собственно комедийной задачи рассмешить зрителя, пользуясь преимущественно элементами комедии положений (резкие повороты сюжета, курьезные ситуации, в которые попадают герои).