44th International Philological Research Conference

Загадка третьего лица. Глава из философии советского языкознания 1920–1930-х гг.

Patrick Sériot
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

9-о
2015-03-13
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Есть такие слова, которые решают проблему самим фактом их произнесения. Это известное явление презумпции истинности и существования денотата имени. Именно поэтому данный доклад посвящен исследованию термина «интеллектуальная революция».

Тезисы

Есть такие слова, которые решают проблему самим фактом их произнесения. Это известное явление презумпции истинности и существования денотата имени. Именно поэтому данный доклад посвящен исследованию термина «интеллектуальная революция».
Несмотря на заявления революционеров о том, что они «пишут новую страницу в книге мировой истории» и начинают совершенно новую эру (М. Робеспьер, Л. Троцкий, Мао-Цзэдун), необходимо заметить, что революции не происходят в вакууме, и воспитание «новых людей» происходило в «старое время».
В 20-е годы ХХ века как в Советской России, так и в эмигрантской среде, новые интеллектуальные течения, какими бы новаторскими они не были, опирались на идеи, теории, дискуссии, споры, разногласия, противоречия, недоразумения, которые незаметно подготавливали интеллектуальный взрыв первого послеоктябрьского десятилетия.
Даже такие ученые, на первый взгляд кажущиеся противниками, как Н. Марр и Р. Якобсон, на самом деле имели много общего. Их объединял сильный анти-позитивизм, отказ от генетического объяснения сходств между явлениями, недоверие к «старой» науке.
Н. Марр и его единомышленники не являлись печальным, или маргинальным феноменом истории, которую хотелось бы поскорее предать забвению, а наоборот, эпизодом, необходимым для понимания интеллектуального брожения целого поколения русских исследователей. Без тщательного изучения марризма история семиотики в СССР имела бы слишком много недостающих звеньев. Вместе с тем, без идей Дж.-Б. Вико, О. Конта и итальянских нео-лингвистов понимание самого марризма нам представляется невозможным.