44th International Philological Research Conference

Эстетический код сказочного мира Ивана Франко

Галина Петровна Сабат
Докладчик
профессор
Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко

211
2015-03-12
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Сказочное наследие Ивана Франко формируется на модерных способах повествования: «потоке сознания», внутреннем монологе, формах сна, истории, путешествии, причудливости, деминутивном характере повествования, воплощении выдумки через хронос.



Тезисы

В творчестве украинского писателя И.Франко проявил себя модернистский художественный потенциал, что многогранно отразилось и в сказке, которая стала одновременно и гомогенной (как концентрация жанровой сущности сказки), и гетерогенной (через контаминации с другими жанрами). Комплексно исследуя сказки Ивана Франко, предлагаем их классификацию: деминутивные сказки, анималистические, сакральные, сказки-„вандривки”, онейрические, ориентальные, сказки-истории, сатирически-политические, философско-символические сказки. Подчеркнём, что герой-путешественник – очень популярный персонаж в эстетической системе романтизма – актуализируется в творчестве И. Франко, правда, представлен уже на неоромантическом уровне. Акцентируем также внимание на архетипе Беды, который непосредственно связан с трагической темой творчества писателя – страданий народа в условиях колониальной зависимости от Австро-Угорской империи.
Сказочное наследие Ивана Франко формируется на модерных способах повествования: „потоке сознания”, внутреннем монологе, формах сна, истории, путешествии, причудливости, деминутивном характере повествования, воплощении выдумки через хронос. Трагическое в сказках писателя представляется в воплощении своеобразного иронического анекдотизма. В своих сказках И. Франко предстает как глубокий психолог, умный политик, рассудительный философ и мыслитель, острый сатирик, умелый живописец быта, природы, интерьера. Он обогащает жанр сказки и непосредственно гражданским, политическим смыслом, а это, безусловно, новаторский штрих в сказочной эволюции. Сказочная сфера писателя пронизана приметами эпохи И. Франко: в произведениях представлены социально-исторические и бытовые факты, фигурируют персонажи, которые имеют место только в исторический период второй половины ХІХ и начала ХХ веков. Кроме этого, И. Франко чувствовал драматизм эпохи и эту реакцию на мир стремился воплотить в своем сказочном творчестве, он вывел жанр сказки в сферу серьёзной, интелектуально-философской литературы.
И. Франко – сказочник-экспериментатор, его сказки оригинально контаминируются с другими жанрами и развертываются в разнообразных ракурсах: авантюрно-приключенческом, мистическом, символико-сатирическом, библийно-мировоззренческом, онейрическом, как история, речь, психолого-философское размышление, трикстэрский сюжет.