44th International Philological Research Conference

Не все дороги ведут в (Третий) Рим. Записки и воспоминания русских католиков XIX века как свидетельства духовных исканий верноподданных России.

Уршуля Церняк
Докладчик
научный сотрудник
Академия им. Яна Длугоша в Ченстохове, Польша

188
2015-03-10
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу эго-документов из наследия русских католиков. Особенное внимание будет уделено трем авторам: Софье Свечиной, Ивану Гагарину и Владимиру Печерину. Их автобиографические тексты позволяют составить представление о духовных переживаниях «отступников» от православия, а также переосмыслить вопрос отношения русских эмигрантов XIX века к России и ее месту в цивилизации Европы.

Тезисы

"Tous les chemins conduisent à Rome", — записал по-французски в сочинении "Оправдание моей жизни" Владимир Сергеевич Печерин, навсегда покинувший Россию в 1836 году и ставший католическим монахом. Эта старая поговорка отсылает к истории Древнего Рима, жители которого, стараясь удержать завоеванные ими земли, строили дороги, соединявшие провинцию с метрополией, чтобы быстро доставлять подати и перемещать по ним войска в случае войны. Таким образом, приведенное Печериным выражение имело в древности буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим.
Так повелось, что во всякой империи, в любом строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Целесообразно вспомнить здесь роман Л. Н. Толстого «Война и мир»  в котором посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
Высказывание Балашова может служить метафорой религиозных отношений в Российской империи XIX века с Москвой как центром православия, возведенного законом в ранг веры “первенствующей и господствующей” по всей стране. Закон запрещал переход из христианских исповеданий в нeхристианские. Также переходы из православия к "инославным" (неправославным христианам) воспрещались и наказывались, поэтому и уход из православия в католичество преследовался законом.
Несмотря на все политико-юридические обстоятельства XIX век ознаменовался несколькими волнами обращений русских в католичество. Многие из конвертитов оставили интересные и до сих пор мало изученные воспоминания, письма и записки, проливающие свет как на мотивы их ухода в католичество, так и на их отношение к России, в которой они считались изменниками и предателями.
В настоящем докладе будут проанализированы разные эго-документы, хранящихся в наследии русских католиков. Они написаны как на русском, так и на французском языках. Особенное внимание будет уделено трем авторам: Софье Свечиной, Ивану Гагарину и Владимиру Печерину. Их автобиографические тексты позволяют составить представление о духовных переживаниях «отступников» от православия, а также переосмыслить вопрос отношения русских эмигрантов XIX века к России и ее месту в цивилизации Европы.