44th International Philological Research Conference

Воззрения графа Д. И. Хвостова на вопросы литературной критики

Александр Валентинович Курочкин
Докладчик
сотрудник
Всероссийский музей А. С. Пушкина

188
2015-03-10
15:25 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены взгляды графа Д. И. Хвостова — литературного критика на основе материалов его личного архива, хранящегося в рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом); приводятся новые, ранее неизвестные высказывания графа о современной ему литературной среде. Они позволяют увидеть в поэте-графомане не только объект насмешек современников, но и тонкого литературного критика. Это способствует расширению нашего представления о литературной деятельности Хвостова.

Тезисы

Вопрос о графе Хвостове-критике пока не поднимался в исследовательских работах. Вошло в традицию представлять знаменитого графомана пародической личностью, а его воззрения на литературу и критику едва ли достойными внимания. Между тем, мнения графа представляют определенный интерес для характеристики всего литературного процесса его времени. «Славный фельдмаршал прошедшего столетия граф Миних писал к Екатерине II, что он снимает шляпу пред всякою баркою, плывшею по Ладожскому каналу. Я, подобно сему Великому мужу, рад кланяться каждому основательному разбору, касающемуся до российского сочинения», - признавался Хвостов в одном из своих писем. На его глазах менялись стили и направления. Проживший долгую жизнь, «поэт, любимый небесами» (как иронически характеризовал его Пушкин) до конца дней интересовался литературой. Хвостов верил в объективную истину в искусстве, а задачу критики видел в непредвзятом подходе к литературному произведению. Являясь сторонником классицистического направления в литературе, Хвостов считал четкое следование предписываемым правилам - залогом истинной оценки литературного творчества. Граф полагал, что «критика беспристрастным судом своим оценивает дарование разбираемого ею писателя, определяет силу слов и расположение речи по правилам языка, она обуздывает всякое гибельное для словесности нововведение, которое впоследствии времени обращается во вред общественный. Изящный вкус основан на правилах, извлекаемых просвещенными мужами из творений великих писателей и на самой природе. Малейшее удаление от границ ее, вредно для истинного вкуса и народного языка». Хвостов характеризует идеального сочинителя так: «Истинный писатель, одаренный светом любомудрия, воспитанный благородными чувствами, сражаясь в сочинениях своих против пороков, проповедует современникам и потомству добродетель. Вот его подвиг! Он совершает оный, свободно паря по пространству мира зримого духовного, и не расставляет по тщеславию сетей для уловления ближних». Определенный интерес представляет оценка Хвостовым и собственных творений. С течением времени литературная активность Хвостова-критика, проявлявшаяся в полемических выступлениях начала 19 столетия, постепенно угасает. В пушкинскую эпоху граф больше созерцает течение литературного процесса, чем участвует в нем. В архиве Хвостова сохранились его заметки о современном состоянии литературы. Свои наблюдения Хвостов намеревался включить в собрание сочинений,  назвав их "Записками о словесности". Смерть помешала ему осуществить задуманное.