XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Статья Ю. Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр» и трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»

Никита Евгеньевич Косьяненко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-22
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе выдвигается предположение, что одна из ключевых мыслей статьи Ю. Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр», о «начале наибольшего действия в каждое данное мгновение» и «начале словесного развития, развертывания», была вдохновлена чтением античного трактата «О возвышенном» Псевдо-Лонгина. Теория учёного-формалиста, вероятно, опирается на тот же источник, что и поэтическая практика М. В. Ломоносова, который создал канон русской торжественной оды. Также в докладе прослеживается история позднейшего изучения жанра, интересно соотносящаяся с наблюдениями Тынянова.

Тезисы

Ключевые слова: Тынянов; ода; Псевдо-Лонгин; возвышенное; Ломоносов

В 1928 г. Ю. Н. Тынянов написал статью «Ода как ораторский жанр», где, в частности, отмечал: «Ода как витийственный жанр слагалась из двух взаимодействующих начал: из начала наибольшего действия в каждое данное мгновение и из начала словесного развития, развертывания. Первое явилось определяющим для стиля оды; второе — для ее лирического сюжета; при этом лирическое сюжетосложение являлось результатом компромисса между последовательным логическим построением (построение “по силлогизму”) и ассоциативным ходом сцепляющихся словесных масс» [Тынянов, 1977: 230].

Эта мысль могла быть вдохновлена цитирующимся в статье трактатом Псевдо-Лонгина «О возвышенном», фрагментом о том, чем различаются два стремления оратора — убедить логическими доводами и поразить возвышенным. Обнаруживаются параллели: 1) то, что Псевдо-Лонгин именует, в соответствии с терминами риторики, «нахождением материала и стройным порядком в его расположении», Тынянов, применительно к оде, называет «началом словесного развития, развёртывания», «последовательным логическим построением» или, с оговорками, сюжетом оды; 2) «возвышенное» Псевдо‑Лонгина, в разных местах речи поражающее слушателя, учёный‑формалист описывает как «начало наибольшего действия в каждое данное мгновение», проявляющееся в «ассоциативном ходе сцепляющихся словесных масс».
В таком случае теоретическая мысль Тынянова, вероятно, опиралась на те же источники, что и поэтическая практика М. В. Ломоносова. Известно, что поэт читал трактат в переводе Н. Буало, и это знакомство нашло отражение в «Риторике» Ломоносова, прежде всего, в описании фигуры восхищения.
Приведённое наблюдение Тынянова любопытно соотносится с историей позднейшего изучения русской торжественной оды. Так, две выдающиеся монографии, посвящённые эволюции названного жанра, словно бы сосредоточены на двух разных «началах» торжественной оды.
В центре внимания Е. А. Погосян в книге «Восторг русской оды» находится «содержание» панегирика, характерная топика, сюжет или, точнее, та его составляющая, которую Тынянов определил как «последовательное логическое построение». Согласно Псевдо‑Лонгину, этот подход можно определить как выявление мастерства в нахождении и расположении материала, которое обнаруживается только при анализе всего текста целиком.
Н. Ю. Алексеева в «Русской оде», напротив, утверждает, что в оде нет сюжета и линейного движения. Специфика жанра в большей степени определяется формальной организацией и стилем, или, говоря словами Тынянова, «ассоциативным ходом сцепляющихся словесных масс», а также круговой композицией, характеризующейся повсеместной кульминацией (ср. «начало наибольшего действия в каждое данное мгновение»). На первом плане здесь оказывается сам порождаемый одой — и породивший её — аффект, возвышенное Псевдо-Лонгина или восхищение Ломоносова.
Исходя из вышесказанного, представляется, что выводы и Погосян, и Алексеевой нисколько не противоречат друг другу. При изучении русской торжественной оды XVIII в. разработанные обеими исследовательницами подходы следовало бы объединить.

Литература:
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
О возвышенном / Пер., статьи и прим. Н. А. Чистяковой. М.; Л., 1966.
Погосян Е. А. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730—1762 гг. Тарту, 1997.
Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII—XVIII веках. СПб., 2005.