XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль авторского текста в современном театре

Анастасия Юрьевна Железняк
Докладчик
студент 2 курса
Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ)

208
2024-04-26
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Автор рассматривает трансформацию роли авторского текста в театре. Основой этой трансформации выступает развитие сознания человека в зависимости от довлеющих культурных течений.


Тезисы

Ключевые слова: смерть автора; дуализм; подтекст; постмодерн

Современный театр использует различные формы художественной выразительности, являясь порождением эпохи постмодерна: современные технологии смешиваются с классическими формами, образуя новый театральный язык. Роль авторского текста напрямую связана с этапом развития общества. Ю. Н. Чирва в одном из своих эссе писал: «успех театральных прочтений и проницательности исследовательской мысли зависит от того, до какого уровня понимания пьесы дорастет общество, в каких открытиях оно нуждается» [Чирва, 2022: 236]. Возникновение режиссерского театра в первой половине XX в. изменило роль текста в театральных постановках: режиссер стал заниматься анализом авторского текста, а не его трансляцией. Театр развивался вместе с возникающими художественными направлениями, которые  менялись параллельно с развитием истории. Торжество идеи индивидуализма сформировало потребность в слове как форме индивидуалистского протеста. Рубеж XIX—XX вв. породил «подтекст» — дуализм слова и смысла. Родоначальником дуалистического начала в тексте становится А. П. Чехов. Стремительное развитие всех форм искусства в начале XX в., технологический прогресс, Вагнер с его мечтой о единстве театра, музыки и живописи привели к рождению нового стиля «модерн», наделившего визуальный образ решающей ролью в восприятии произведения. Реципиент театрального действа, теперь осознающий вымысел на сцене, нуждался в чувственной подпитке и подчинении своего сознания. Театр Мейерхольда является примером первого в театральной истории случая доминирования визуальных образов над авторским текстом. Появляется дуализм условного и реального — текст перестает транслировать истину, все больше превращаясь в форму смысла. Режиссерский театр выражается в способности вызывать образы и воплощать действительность через художественные символы. Две мировые войны окончательно перекроили сознание человека. В эпоху расчеловечивания, когда возможно все, духовный мир опускается на уровень бессознательного, где слово теряет свои значимость и вес. Глобализация и мировые потрясения порождают постмодерн с его отказом от реальности «один в один». Абсурдисты и «Смерть автора» Ролана Барта выступают манифестом современного театра. Там, где писатель рождается «здесь и сейчас вместе с текстом» и где каждая книга «создается заново при каждом новом прочтении», слово становится многомерным пространством, отражающим лишь то, что конкретная личность под ним понимает. Технологический прогресс и конец определенности времени и пространства диктуют законы, где театр — отражение действительности, реальной лишь для того, кто ее создает, что позволяет создавать тот язык театральных постановок, который отвечает чувственному и духовному развитию создателей.

Литература:
Чирва Ю. Н. О литературе, театре и кино: Сборник статей. СПб., 2022.