XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Рассказ О. М. Сомова «Оборотень» как полемическое высказывание

Анна Дмитриевна Медведько
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-22
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование рассказа О. М. Сомова «Оборотень» включается в контекст полемики «классиков» и «романтиков», сопоставляется с критическими высказываниями автора и его эпиграммами. Высказывается гипотеза, что этот текст по своим задачам принципиально отличается от других, включаемых в «Были и небылицы», и, вероятно, представляет собой ироническое высказывание, направленное против П. И. Шаликова.

Тезисы

Ключевые слова: О. М. Сомов; П. И. Шаликов; полемика «классиков» и «романтиков»; литературная конвенция

Традиционно все рассказы О. М. Сомова, основанные на восточнославянском фольклоре и истории, включаются исследователями в не собранный, но названный автором цикл «Были и небылицы». Однако тексты внутри него неоднородны: помимо серьёзных романтических повестей туда включаются и ироничные. Таков рассматриваемый в докладе рассказ «Оборотень» (опубликован в альманахе «Подснежник на 1829 год»), который должен включаться в литературную полемику о «классиках» и «романтиках», в которой автор противостоял П. И. Шаликову. Основанием для иронии является попытка совместить две литературные конвенции — романтическую и классицистическую. Маска-рассказчик пишет о «небывалом» оборотне по примеру писателей-романтиков, не скрывая своей интенции подражать, а в конце выводит мораль в духе басни Ломоносова: «тот, у кого нет волчьей повадки, не должен наряжаться волком». Сама эта мораль, очевидно, относится не столько к герою рассказа, случайно превратившегося в оборотня, сколько к реальным литераторам, подобным рассказчику: им не стоит пытаться писать так, как они писать не могут. Суть насмешки повторяется О. М. Сомовым в тех же выражениях в эпиграмме на князя П. И. Шаликова, написанной тогда же, в 1828 г., («Мнимому классику»: «Не классик ты и не романтик;//Но что же ты в своих стишках?»), который, вероятно, и является объектом иронии всего рассказа «Оборотень». Это предположение подтверждается и ссылкой на басню Ломоносова в эпилоге: в «Дамском журнале» этому жанру отводилось большое место. При этом частый повод для насмешек над Шаликовым, его принадлежность к сентиментализму, в рассказе не проговаривается, хотя маска литератора-рассказчика и сохраняет в своём повествовании некоторые черты сентиментальной литературы: герои относятся к крестьянскому сословию, переживания Артёма описываются гротескно, счастья герои достигают на фоне природы в «естественной жизни». В этом рассказе, как и в эпиграмме, Шаликов причисляется Сомовым к некоторой средней категории между классиками и романтиками, что, вероятно, отражает его взгляд на сентиментализм, в котором сочетается установка на чувство, задачу впечатлять и по-просветительски ясное, не конфликтное мировоззрение с отчётливым осознанием границ добра и зла. Сходные мотивы появляются и в критике О. М. Сомова того времени: в «Обзоре российской словесности за 1828 год», опубликованном в «Северных цветах», автор сетует на засилье эпигонов в литературе и говорит о противостоянии «романтиков» и «классиков».