XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Анимационные фильмы на занятиях по английской фонетике

Надежда Александровна Филимонова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2024-04-26
17:00 - 17:15

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования — создание фонетического курса, основанного на использовании мультфильмов Disney. Среди тем, затронутых в курсе, — гласные, слабые формы служебных слов, словесное ударение и интонация.

Тезисы

Ключевые слова: преподавание иностранного языка; General American; гласные; служебные слова; словесное ударение

Цель данного исследования — разработка учебного курса по американскому варианту английского языка, основанного на использовании в качестве обучающих материалов фрагментов из мультипликационных фильмов студии Disney. Курс рассчитан на обучающихся, достигших уровня B1, и включает в себя несколько аспектов, в том числе фонетический.
Преимуществами предлагаемого метода являются одновременное задействование двух каналов обработки информации, погружение в языковую среду, интерактивность учебного процесса, возможность самостоятельной работы. Мотивация обучающихся повышается благодаря взаимодействиям с любимыми героями и созданию сказочной атмосферы.
Материалом исследования послужили анимационные фильмы студии Disney, а также сценарии к ним. При поиске примеров, иллюстрирующих ту или иную особенность английской фонетики, применялся метод контролируемого отбора. Критериями отбора явились такие факторы, как громкость и отчётливость звука, демонстрация артикуляции, мимики и жестикуляции персонажей, простота и краткость высказывания (относительно уровня B1), значимость фрагмента с точки зрения сюжета мультфильма, его способность оказать на обучающихся эмоциональное воздействие и повысить их мотивацию.
В числе лингводидактических методов, на применении которых основан курс, — работа с произносительной моделью, опознание, имитация, анализ тех или иных фонетических явлений, содержащихся в просматриваемых учениками видеофрагментах. Благодаря наличию видеоряда обучающиеся смогут не только слышать произношение звуков, но и видеть артикуляцию, мимику и жесты героев. Некоторые задания курса также включают в себя транскрибирование или использование изучаемой модели в контексте — напр., при разыгрывании сцен из мультфильма.
Среди фонетических тем, которые затронуты в курсе, — произношение гласных, слабые формы служебных слов, словесное ударение, интонация. Представляется, что эти темы требуют наибольшего внимания, потому как различия между русскими и английскими фонемами, понимание на слух и употребление в речи слабых форм служебных слов, произношение слов, содержащих более одного ударения часто вызывает трудности у русскоговорящих. Размещение подобного курса после его апробации на носителях русского языка, изучающих английский, в сети «Интернет» может расширить возможности как самостоятельного изучения американского варианта английского языка, так и овладения им под контролем преподавателя.