XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Персонифицированный образ смерти в греческом и болгарском песенном фольклоре (сопоставительный аспект)

Алина Сергеевна Попик
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Греческий институт, ауд. 119, Филологический факультет; наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11
2024-04-23
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена исследованию образа персонифицированной смерти, которая реализуется в греческом фольклоре через образ Харона, который имеет особые функции, характеристики внешнего облика, социальные связи. Харон забирает души мёртвых в своё подземное царство (гр. Κάτω Κόσμος), откуда им уже никогда не удаётся выбраться. В болгарском песенном фольклоре данный образ реализуется через Архангелов, у которых совершенно другие характеристики. Архангелы в болгарских песнях исполняют волю Бога, тогда как Харон является независимым персонажем новогреческой демонологии.  

Тезисы

Ключевые слова: Харон; смерть; греческий фольклор; болгарский фольклор

Научная новизна данного исследования заключается в том, что исследований, посвященных сопоставительному анализу персонифицированного образа смерти в греческом и болгарском песенном фольклоре, практически не существует. Целью доклада является сопоставительный анализ персонифицированного образа смерти у греков и у болгар, на примере фольклорных песен, посвященных Нижнему миру (Κάτω Κόσμος) — месту, куда смерть забирает души людей. Анализ будет проводиться на примере сборников народных песен Н. Политиса, Г. Хр. Хасиотиса, А. Пассоу и сборника «Български народни песни».  
Вопрос образа смерти в фольклоре рассматривали такие исследователи как Т. В. Цивьян, М. Бжинковски, Е. В. Стельник, Н. Политис, М. М. Макарцев и другие. Сопоставительный анализ проводился по следующим параметрам: функции, характеристики внешнего облика, цветовые характеристики, социальные связи. По результатам анализа греческих народных песен выявляется характерное имя Харон, которое обозначает персонификацию смерти. Харон является самым распространённым именем для данного персонажа, у него есть определённые характеристики: «Ο Χάρος είναι πονηρός πιτήδειος πρωτοκλέφτης» [Passow, 1958: 302], «Έμενα μώστειλε ό θιός, νά πάρω τήν ψυχή σου» [Passow, 1958: 305]. В болгарском фольклоре встречается Архангел, который также забирает души умерших: «Арангел госпот послуша, бързо при Анка ютиде, Анки душата да земе» [Български народни песни от Средногорието, 1953: 42]. В разных регионах встречаются разные варианты написания имени: Яхрангял, Архангел, Арангел. Сопоставительный анализ позволяет сделать следующие выводы, что, несмотря на то, что в фольклоре балканских стран наблюдаются схожие черты, жанры песенного фольклора, в случае с песнями о персонифицированной смерти, ситуация существенно отличается. В греческом фольклоре мы обнаруживаем специфический образ персонифицированной смерти, который выражается в виде особого мифологического персонажа с уникальным именем Харон, который имеет связь с античностью. Данный персонаж существенно трансформировался и приобрёл ряд специфических черт. В болгарском фольклоре образом смерти является совершенно другой персонаж: Архангел. 

Литература:
Български народни песни от Средногорието / Под ред. Ст. Романски. София, 1953.
Passow А. Popularia carmina Graeciae recentioris. Athens, 1958.