XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Тема разрушения старого мира в «Смерти Артура» Т. Мэлори и «Королевских идиллиях» А. Теннисона

Александра Денисовна Саврасова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 190
2024-04-22
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В работе исследуется общая для Томаса Мэлори и Алфреда Теннисона тема — разрушение рыцарского мира, который еще существует в Позднее Средневековье (в XV в.), а в Викторианскую эпоху предстает как этический и эстетический идеал.

Тезисы

Ключевые слова: Средневековье; рыцарство; смена эпох; английская литература XIX в.; викторианская литература

В Викторианскую эпоху «артуровское возрождение» как отдельное течение внутри «средневекового возрождения» во многом является заслугой Алфреда Теннисона (Tennyson, Alfred, 1809—1892) и художников-прерафаэлитов. Популярность сюжетов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола в этот период отчасти обусловлена переизданием в 1816 г. средневековой книги Томаса Мэлори «Смерть Артура» (Le Morte d'Arthur, XV в.) с предисловием и комментариями Р. Саути. Произведение Мэлори представляется особенно значимым, поскольку это последний из средневековых рыцарских романов, собрание всех сюжетов о короле Артуре. То, что роднит Викторианскую эпоху и эпоху Позднего Средневековья, — это ощущение переходности, предчувствие перемен. Именно эта тема актуализируется в «Смерти Артура» и «Королевских идиллиях».
На русском языке за последние годы было защищено несколько диссертаций по творчеству Теннисона, в частности, были проанализированы средневековые реминисценции в «Королевских идиллиях» [Соловьева, 2003]. Задача настоящего доклада состоит в том, чтобы рассмотреть реализацию конкретной темы в «Смерти Артура» и «Королевских идиллиях» — крушения старого рыцарского мира. Представляется, что Мэлори, сам будучи рыцарем, и Теннисон, поэт-викторианец, обращаются к ней по разным причинам.
Книга Мэлори — это «прощание с миром легенд и вымысла куртуазной поры» [Алексеев, 1984: 318]. Не только Камелот, но и рыцарство как общественный институт уходит в прошлое. Это объективный процесс в XV в. Фрагментарная композиция показывает, что герои все еще действуют в авантюрном хронотопе рыцарского романа, «устремляются в приключения как в родную стихию» [Бахтин, 1975: 188]. Несмотря на фрагментарность отдельных частей цикла, все они связаны фигурой короля Артура. Его жизнь и правление показаны от начала и до конца — в этом новаторство. Мэлори подводит итог традиции рыцарского романа — romance, но и делает шаг в сторону романа нового типа — novel, в котором есть установка на индивидуализацию. Перемены ощущаются не только на сюжетном уровне, но и в том, как построено произведение.
У Теннисона другая проблематика, поскольку на его восприятие рыцарского мира влияет средневековая и романтическая традиция, например, исторические романы У. Скотта. Для поэта-викторианца рыцарство связано с этическим и эстетическим идеалом. В центре этого мира находится исключительная, гениальная личность. Король Артур предстает как идеальный рыцарь и король («the blameless King»). Существование идеала, таким образом, возможно, но снова, как и в XV в., меняется эпоха, и происходит пересмотр основных ценностей. Прежние идеалы уходят в прошлое, гений погибает вместе с созданным им миром. Эта типично романтическая проблематика осмысляется Теннисоном.
Таким образом, в обоих текстах крушение рыцарского мира показано как трагическое, но неизбежное событие. Сопоставление текстов позволяет понять, почему Мэлори и Теннисон, будучи представителями совершенно разных эпох, обращаются к сюжету о гибели королевства Артура.

Литература:
Алексеев M. П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Соловьева Е. В. Средневековые реминисценции в «Королевских идиллиях» А. Теннисона: дис. ...канд. филол. наук. М., 2003.