XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Почему Н. Я. Берковского изгнали из РАПП?

Александр Михайлович Чернышов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-22
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены причины изгнания Н. Я. Берковского из массовой литературной организации 1920—30-х гг. — РАПП. В работе выведены ключевые особенности эстетических взглядов и критического метода Берковского, резко отличавшие критика на фоне его группы. На примерах из сборника критических статей Берковского «Текущая литература» и работах из «На литературном посту» выявляются причины исчезновения критика из рядов РАПП.

Тезисы

Ключевые слова: литературная критика; РАПП; критическая деятельность Н. Я. Берковского

Литературная критика Н. Я. Берковского — явление в современном литературоведении неизученное. В докладе будут рассмотрены причины вступления критика, взгляды которого совпадали с позицией «перевальцев» и который нередко обнаруживал близость к формалистам (Берковский был аспирантом В. М. Жирмунского), в самую массовую организацию рассматриваемого периода — РАПП. Еще в 1926 г. в первой своей критической статье Берковский рассуждал о самовитом слове А. Белого и приводил ряд особенностей рецензируемого текста: «Не Белым написан этот портрет, а звуками первого эпитета: “деликатес” ассоциативно влечет “демитон”, “демитон” — “демономанию”» [Берковский, 1926: 7], а в конце следующего года на страницах «На литературном посту» появляется первая объемная работа критика. В докладе делается акцент на обнаружении причин, по которым рапповцы изгнали Берковского из своей группы.
Критик недолго состоял в РАПП. Его последняя работа в «На литературном посту» вышла в октябре 1929 г., а затем последовал сборник избранных критических работ Берковского «Текущая литература», который получил несколько негативных откликов в 1930 г. На примере литературно-критических статей Берковского мы покажем те особенности, которые его соратникам показались вызывающими сомнения, вредительскими. Основным источником станет названный выше сборник критических работ Берковского и ряд статей автора из «На литературном посту». Для выявления причин изгнания критика из организации мы обратимся и к рецензиям на его сборник, из которых явно следует, что литератор был отлучен от группы: «Но хотя под давлением критики Фадеев и выгнал Берковского из рапповских комнат (заявление на конференции МАПП — “не надо Берковского печатать в наших журналах”), а Берковский, кажется, где-то покаялся, — мы все же должны разоблачить Берковского, а налитпостовцев предостеречь от таких союзников и друзей, которых они так долго прикрывали» [Горбачев, 1930: 144]. Тем не менее, есть ряд оснований полагать, что рапповцы «своим» Берковского не считали уже в к. 1929 г. — начале 1930 гг.
Обратившись к этой теме, мы выявили обособленность, парадоксальность фигуры Берковского в литературном процессе 1920—30-х гг. Отмечены особенности его критических статей, которые огородили критика от рапповского цеха, не позволили найти товарищей, с которыми бы он смотрел в одну сторону, исповедовал схожие взгляды.

Литература:
Берковский Н. О «Москве» Андрея Белого // Жизнь искусства. 1926. № 49. С. 6—7.
Горбачев Г. Критический обоз // Красная новь. 1930. № 12. С. 136—157.