XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Отцы» и «дети» в ОРД: о социолингвистических коррелятах социальных ролей говорящего

Алёна Евгеньевна Иголкина
Докладчик
студент 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

215а
2024-04-23
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию пользовательского подкорпуса на базе корпуса русского языка повседневного общения «Один речевой день», который создается с учетом социальных ролей говорящих. Объектом исследования являются роли «детей» (сын / дочь) и «родителей» (мама / папа). Целью исследования является создание списка социолингвистических коррелятов, присущих выбранным ролям говорящего, а также сравнение этих коррелятов с особенностями речи родителей и детей, описанными исследователями в лингвистических работах по данной теме.

Тезисы

Ключевые слова: повседневная речь; корпус ОРД; социальные роли говорящего

Материалом исследования являются данные пользовательского подкорпуса, который создается на базе корпуса русского языка повседневного общения «Один речевой день» с учетом социальных ролей говорящих. Объектом исследования стали роли «детей» (сын / дочь) и «родителей» (мама / папа), которые являются одними из наиболее ярко выраженных в речевом плане среди остальных ролей информантов.
Среди всех информантов (149) были выбраны 12 мужчин в возрасте от 28 до 68 лет, выступающих в роли отцов, и 12 женщин в возрасте от 28 до 70 лет, выступающих в роли матерей. Участники исследования общались со своими детьми (приблизительный возраст от 2 до 40 лет). Всего в ходе изучения было проанализировано 160 эпизодов информантов в роли родителей.
При первом знакомстве с материалом, т. е. при чтении размеченных файлов и прослушивании звуковых записей, были обнаружены следующие речевые особенности в коммуникации родителей и детей:
1) частое использование родителями глаголов в повелительном наклонении (вставай; отойди; рассказывай);
2) частое употребление родителями уменьшительно-ласкательных форм (рукавчики; котлетку; зайчик; на машинке и т. п.);
3) повторение родителями слов и целых предложений (Мы будем с тобой кушать суп? Вкусный суп будем кушать?);
4) частое употребление родителями вопросительных предложений, адресованных детям (причем негативный вариант ответа в большинстве случаев вызывает ещё один или несколько вопросов у родителя);
5) использование родителями кратких предложений (Пей кофе. Рассказывай. <…> Холодно?);
6) частое употребление родителями слова давай в значении побуждения к действию (Давай раздевайся;...давай одевать футболку);
7) формулирование родителями вопросов с использованием двух альтернативных вариантов (К Валере можешь подойти или нет?; Ты мультик будешь смотреть или я сейчас выключу?);
8) частое использование детьми восклицательных предложений;
9) перехват детьми очереди в диалоге с целью вставить фразу / вопрос в разговор взрослых.
Предварительные результаты исследования позволяют говорить о том, что некоторые из перечисленных речевых особенностей вписываются в общие представления о речевом взаимодействии родителей и детей и позволяют нам судить о таких характеристиках, как, напр., асимметричность представленных ролей, приспособление речи родителей к уровню развития речи ребенка, желание родителей вызвать словесный отклик у ребенка при общении с ним.