XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Прагматические особенности употребления устойчивой неоднословной единицы «я не знаю»

Елизавета Алексеевна Стельмак
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

14п
2024-04-24
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты исследования условной неоднословной единицы я не знаю. Цель исследования — анализ употребления единицы я не знаю в функциях, которые не связаны напрямую с семантикой компонентов единицы. Исследование проводилось на материале  первых 100 случайно отобранных контекстов из корпуса «Один речевой день». В ходе работы удалось установить классификацию прагматических употреблений единицы я не знаю.

Тезисы

Ключевые слова: устойчивая неоднословная единица; корпусный анализ; прагматические маркеры; устная речь

В устной повседневной речи реализуются различные варианты употребления устойчивых неоднословных единиц (УНЕ). Нами была проанализирована УНЕ я не знаю, ее различные структурные и функциональные вариации. Целью исследования является анализ употребления УНЕ я не знаю в функциях, которые не связаны напрямую с семантикой компонентов единицы. Эта конструкция, а также способы ее употребления уже были описаны [Попова, 2023; Хан, 2012]. Представленное исследование продолжает работу по выявлению не отмеченных ранее вариантов употребления УНЕ я не знаю и направлено на создание соответствующей классификации.
Материалом исследования послужили записи из корпуса «Один речевой день». Были просмотрены первые 100 контекстов, полученных в результате случайной выборки. При дальнейшем исследовании возможно рассмотрение большего количества примеров.
На основе анализа отобранных примеров создана классификация, в которой они распределены по группам согласно следующим функциональным категориям: выражение незнания, выражение сомнения, прагматический маркер (хеджинг), вербальный поиск (хезитационная пауза), речевая формула и фразеологическая конструкция. Выражение незнания и выражение сомнения были охарактеризованы как варианты, соответствующие изначальному значению исследуемой единицы. «Неклассические» прагматические функции употребления ну я не знаю объясняются экстралингвистическими причинами.
Использование я не знаю для выражения несогласия и сомнения является наиболее частотным употреблением и составляет 39% от общего числа исследованных случаев. Самым частотным случаем использования конструкции вне реализации прямого лексического значения ее компонентов является ситуация «вербального поиска» (32%), что в значительной мере обусловлено влиянием профессии респондентов. Была также выявлена одна фразеологическая конструкция — как не знаю кто. Некоторые примеры свидетельствуют, что конструкция может использоваться как междометие, однако такое употребление не является частотным, так же как и случаи использования я не знаю для смягчения категоричности высказывания.

Литература:
Попова Т. И. Чего мы на самом деле не знаем? О дискурсивных особенностях устойчивой неодносложной конструкции (ну) (я) не знаю // Когнитивные исследования языка. 2023. №4 (55). С. 457—460.
Хан Н. А. Конструкция (я) не знаю в русской спонтанной речи: соотношение разных функциональных типов // Мир русского слова. №3. 2012. С. 24—29.