XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ Юга в творчестве Г. Гессе

Анастасия Юрьевна Кобызева
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

музей В.В. Набокова СПбГУ
2024-04-24
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Юг в творчестве Г. Гессе является сложным собирательным концептом, разомкнутым географически и метафизически. Исследование посвящено анализу роли образа Юга в прозе Гессе на материале его произведений.

Тезисы

Ключевые слова: Герман Гессе; образ Юга; образ Италии; немецкая литература XX века

Наравне с философской категорией Востока в художественном мире Г. Гессе представлена категория Юга. Большое значение для её формирования имеет итальянская проблематика, широко представленная в романах и малой прозе писателя. Включающий в себя итальянскую образность, «Юг» Гессе представляет собой ещё более сложный собирательный концепт, разомкнутый географически и метафизически. Таким образом, целью данного исследования является анализ роли образа Юга в прозе Гессе. Новизна исследования заключается в расширении итальянской темы в творчестве Гессе и в обращении к новой, южной «координате», практически не представленной в отечественной и зарубежной критике.
В ходе работы было проанализировано несколько произведений: романы «Петер Каменцинд» (1903) и «Нарцисс и Златоуст» (1930) и рассказ «Последнее лето Клингзора» (1919). Итальянский элемент присутствует в них на уровне топонимики, образности и системы персонажей. Петер Каменцинд открывает «две Италии»: северную (в Милане) и южную (в Генуе, Флоренции и Ассизи). Примечательно, что «южная» Италия открывается герою не на реальном, «географическом» юге страны, а в более южных её регионах, представляющих своего рода «анти-север». Чем южнее оказывается Петер, тем более Италия приобретает вид «экзистенциального пространства» [Lévy, 2011: 102]: в Генуе он постигает любовь, наблюдая движение моря, во Флоренции — сакральную красоту средневекового города, в Ассизи — духовную свободу.
В «Нарциссе и Златоусте» путь Златоуста также направлен на юг, но наиболее «южной» точкой в произведении оказывается Рим. Туда мечтает попасть один из второстепенных героев романа –– юноша Роберт. Кроме того, мотив странствия представлен в истории старого каштана, семена которого принёс в монастырь Мариабронн паломник из Рима: «иноземное» дерево становится пунктом соединения двух культур — романской и германской.
В «Последнем лете Клингзора» проблематика синтеза культур расширяется. Этому способствует введение особого топоса — Швейцарии, страны, изначально сосредотачивающей в себе несколько культур. Важнейшим эпизодом является прогулка Клингзора по Карено — италоязычному кантону, когда художник последовательно проходит через пространство разных культур. «Юг» представлен «сарацинской» Италией, затем он смещается в Африку, после чего в единый идейный ряд встают страны Востока: Индия и Япония («Hier sind sie. Willkommen, Indien! Willkommen, Afrika! Willkommen, Japan!» [Hesse, 1956: 32]). Швейцария, являющаяся географическим «Севером» по отношению к Африке и Италии, становится метафизическим «Югом», в котором сконцентрированы три части света единовременно. Этот «Юг» имеет немало общего с «миром бессмертных» из романа «Степной волк» (1927). На «Юге» Клингзора элементы универсума подвижны: герой слышит ответ от «звезды и луны, дерева и горы» [Hesse, 1956: 39]. В этом же эпизоде появляются образы Гёте и улыбающегося Моцарта: «Goethe saß da», «Mozart lächelte» [Hesse, 1956: 44].
В прозе Гессе образ Юга, берущий начало из образа Италии, универсален географически и метафизически. В его семантике одинаково важны как противопоставление «Севера» «Югу», так и их взаимодействие, ведущее к синтезу не только разных культур, но и всех элементов Бытия.

Литература:
Hesse H. Klingsors letzter Sommer: Erzählung. Wiesbaden, 1956.
Lévy B. Voyage et littérature: l'Italie de Hermann Hesse // Le Globe. Revue genevoise de géographie. 2011. Vol. 151. №. 1. Р. 93—113.