XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив музыки в «Автоматических стихах» Б. Ю. Поплавского

София Олеговна Куликова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-22
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются мотивы музыки и звука на материале «Автоматических стихов» Б. Ю. Поплавского. Категория музыки понимается Поплавским как основа бытия и всех видов искусств. В сборнике возникает образ поэта (или музыканта), чье творчество приобретает гармонизирующее значение. Образ творца, заточенного в подземной сфере, отсылает к образу Орфея, значимому для русских символистов. Значение музыки амбивалентно: с одной стороны, она восстанавливает космос, с другой — связана со смертью, поскольку в движении музыки погибает любое частное явление, в т. ч. человек.

Тезисы

Ключевые слова: русское зарубежье; поэзия Б. Ю. Поплавского; мотив музыки

В докладе рассматривается роль мотивов музыки и звука в «Автоматических стихах» Б. Ю. Поплавского. Исследование взглядов Поплавского на музыку опирается на его дневники и критические статьи, в которых прослеживается связь с работами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и русских символистов (А. Блока, А. Белого). Поплавскому близко представление младших символистов о музыке как о трансцендентном начале, основе бытия и всех видов искусства. Поэт заостряет внимание на проблеме взаимоотношения между музыкой и личностью, через категорию музыки ставя вопрос о принятии человеком собственной смертности. Воспринятый символизмом пифагорейский концепт музыки сфер, где гармония макрокосма пронизывает микрокосм [Ханзен-Лёве, 2003: 93—94], раскрывается в поэзии Поплавского на материале «Автоматических стихов». Музыка является элементом пространственной и временной структуры стихотворений. Музыка наполняет все измерения пространства и трансформирует его: земля наполнена дисгармоничным шумом, небесная сфера — музыкой, чаще всего несущей смерть. В соответствии с представлениями Поплавского о гибели в музыке всего частного, в стихах одушевленные звуки умирают, засыпают, падают с неба. Во временном плане особую роль играет «страшный звук», предрекающий Апокалипсис. Отдельно выделяется образ поэта (музыканта, философа, отшельника), чье творчество гармонизирует мир. Творец наделен силой, способной одушевить неживые предметы («камень плачет навзрыд», «железо так нежно дышит») и создать новый мир, преодолев хаос и смерть. Образ творца, заточенного в подземной сфере (в преисподней, на дне океана), отсылает к образу Орфея, значимому и в произведениях русских символистов. Оппозиция звука и тишины представлена как противопоставление жизни (движения музыки) и смерти (неподвижности молчания). Таким образом, мотив музыки в сборнике амбивалентен: с одной стороны, музыка трансцендентна, являясь окном в вечность и космизирующим началом, с другой — взаимодействие поэта с мировой музыкой ставит экзистенциальный вопрос о месте человека перед лицом вечности.

Литература:
Ханзен-Лёве А.А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.