XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дуализм разума и тела на материале романа Д. Трамбо «Джонни получил винтовку»

Наталья Владимировна Остякова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 124
2024-04-23
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу дуализма разума и тела на материале романа Д. Трамбо «Джонни получил винтовку». Исследуются категории разума и тела в военном дискурсе. Рассматривается взаимодействие различных типов тела и сознания на примере образа главного героя романа, Джо Бонэма. Приводятся результаты анализа, который позволил обнаружить, что трагический образ главного героя служит политической и психологической метафорой хищничества войны. Делается вывод, что именно исследование через философскую призму помогает наиболее полно осмыслить роман в контексте телесности.

Тезисы

Ключевые слова: тело; дуализм разума и тела; американская военная проза; антивоенный роман 

Военный опыт — это, прежде всего, телесный опыт, переживает ли его человек физически или нет, так как на войне всегда страданиям подвергаются мыслящие и чувствующие тела мужчин и женщин. Преобразование человеческого тела служит внушительной метафорой переживания обществом военного опыта. Анализ через философскую призму помогает наиболее полно осмыслить антивоенный роман Далтона Трамбо «Джонни получил винтовку» в контексте телесности.
Героя романа, Джо Бонэма, после подрыва на пехотной мине во время Первой мировой войны лишился практически всех органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, и все, что у него осталось, — это помутненное сознание и осязание. Все аспекты его существа — время, пространство, свобода и даже воспоминания — оказываются ограничены возможностями собственного тела героя. На примере главного героя рассматривается взаимодействие различных типов тела и сознания. С древних времен философы размышляют над парадоксом, получившим название «дуализм разума и тела», согласно которому человек представляет собой интерактивную совокупность разума и тела, и в то же время является единым целым. Настоящее исследование философско-эстетических категорий разума и тела производится на основе работ М. Фуко, Р. Декарта, М. Мерло-Понти и других. В данном философском контексте рассматривается ситуация главного героя романа Трамбо, чье тело является «клеткой» для разума, который оказывается в ловушке деградировавшего тела.С одной стороны, Джо — лишь ментальная сущность, тем не менее, ему все еще доступно осязание, что позволяет герою смириться с новыми ограничениями и заново учиться использовать свой разум и тело как единое целое.Одной мыслительной субстанции оказывается недостаточно: разуму требуется тело, чтобы передавать свои мысли и тем самым завершать себя. Для участия в полном спектре человеческого опыта человеку необходимы и тело, и разум.Трагический образ главного героя, чья свобода и ментальная независимость ограничиваются его телесным присутствием в мире, служит политической и психологической метафорой хищничества войны.
Уцелевшее изуродованное тело Джо становится знаком, угрожающим ниспровергнуть традиционную риторику, мобилизующую массы на борьбу за честь, демократию, гуманность. Данный вид анализа помогает наиболее полно осмыслить роман в контексте телесности, а также выделить в нем функции, которые выполняет тело и телесность для достижения авторских дискурсивных задач.