XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сравнительный анализ коммуникативных стратегий в финноязычных новостных медиатекстах о природных и экологических катастрофах

Анна Александровна Похилец
Докладчик
студент 4 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

203
2024-04-25
10:00 - 10:15

Ключевые слова, аннотация

Сравнительная характеристика тенденций использования коммуникативных стратегий в новостных текстах, освещающих природные и экологические катастрофы, позволяет определить языковые механизмы, оказывающие влияние на формирование экологического поведения людей. На основе контент-анализа новостных финноязычных медиатекстов были сделаны выводы о первичных и вторичных целях речевого воздействия и об общих и специфических чертах коммуникативных стратегий, реализуемых в разных типах текстов.

Тезисы

Ключевые слова: коммуникативные стратегии; новостной текст; экологический дискурс; финский медиадискурс

Целью настоящего доклада является сравнительная характеристика использования коммуникативных стратегий в новостном экологическом финском медиадискурсе на примере текстов о природных и экологических катастрофах. Новизна доклада заключается в недостаточной изученности языковых механизмов новостного текста, оказывающих влияние на экологическое поведение реципиента. Повышенное внимание к экологическим вопросам в Финляндии и высокий уровень экологического сознания населения страны усиливают интерес к исследованию финноязычных медиатекстов. Сравнение коммуникативных стратегий в текстах, освещающих разные типы катастроф, позволяет определить превалирующие цели их использования и результаты их воздействия.
Основным методом исследования выступает контент-анализ финноязычных новостных медиатекстов, освещающих природную катастрофу в Турции и Сирии февраля 2023 г. и экологические катастрофы: разлив дизельного топлива в Норильске в мае 2020 г.; загрязнение акватории Халактырского пляжа осенью 2020 г. Всего было проанализировано 33 новостных сетевых текста краткой и длинной формы общей протяженность 6063 слова.
В ходе исследования коммуникативные стратегии классифицировались на основе типологии О. С. Иссерс с функциональной точки зрения, т. е. на основе иерархии целей и мотивов их использования [Иссерс, 2008: 108]. Таким образом, в текстах о природной катастрофе были выделены: основные — стратегии информирования и формирования эмоционального настроя; вспомогательные — стратегии стимулирования к рассуждению, дискредитации. В текстах об экологических катастрофах основными стратегиями также являются стратегии информирования и формирования эмоционального настроя, список вспомогательных стратегий дополняется стратегией антидискредитации.
Количественный анализ показал, что осведомлённость читателя и формирования эмоционального отношения к катастрофе являются ключевыми целями воздействия в текстах обоих типов. В текстах о природной катастрофе было выявлено 174 единицы подсчёта стратегии информирования, что составило 63% от всех используемых стратегий, аналогично в текстах об экологических катастрофах 153 единицы подсчёта (57%). Данная стратегия в обоих типах текстов реализуется тактиками иллюстрирования (47 000 ihmistä ʻ47 000 человекʼ), которая заключается в демонстрации количественных данных и фактологической информации, и сдвига (Yhtiön mukaan ʻПо данным компанииʼ), характеризующаяся изложением информации от третьего лица. Единиц подсчёта стратегии формирования эмоционального настроя было выделено 92 (33%) в текстах о природной катастрофе и 70 (26%) в текстах об экологических соответственно. Данная стратегия представлена тактиками нагнетания отрицательных эмоций (kauhun hetket ʻсекунды ужасаʼ), усиления (verenpunaiseksi ʻкроваво-красныйʼ) и нейтрализации шокового состояния (Pelastustyöt ovat käynnissä ʻВедутся спасательные работыʼ).
Таким образом, основные коммуникативные стратегии нацелены на представление обособленной информации, трансляцию мнения автора и подкрепление его числовыми данными, авторитетными источниками и на создание образа произошедшей природной катастрофы в описываемом автором психологическом ключе.

Литература:
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.