XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив немоты-говорения в романе «Два капитана» и его инсценировке (мюзикле «Норд-Ост»)

Алина Витальевна Шиян
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2024-04-23
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Мюзикл «Норд-Ост», как и любая музыкальная постановка, строится на репризности музыкального, сценографического и текстового материалов, заложенных в данном случае самой литературной основой мюзикла (роман «Два капитана» В. Каверина). Одним из ключевых мотивов обоих произведений становится мотив немоты-говорения, связывающий роман и мюзикл внутри себя и друг с другом. В докладе рассмотрена реализация данного лейтмотива в романе и либретто.

Тезисы

Ключевые слова: роман «Два капитана»; мюзикл «Норд-Ост»; мотив; синтез искусств

Трагическая судьба русского мюзикла «Норд-Ост» (2001) дуэта «Иваси» (А. Иващенко и Г. Васильев), поставленного по мотивам романа В. Каверина «Два капитана» (1938—1944), создала своего рода научный вакуум вокруг спектакля. Всё, что до сих пор было сказано о спектакле, ограничивается либо критическими отзывами, либо общими словами, повторяющими подмеченные критиками особенности без анализа (зрелищность, бродвейский масштаб и формат, маршево-романсная основа, преобразование сюжетной канвы романа). Между тем, в связи с «Норд-Остом» возникает широкое поле для исследований мюзикла и его литературной основы как культурного явления. В частности, структура инсценировки даёт возможность применения метода мотивного анализа, поскольку постановка насквозь пронизана музыкальными репризами, словесными и интонационными повторами, повторами деталей, декораций, наконец, целых сценических комплексов, что характерно для музыкального спектакля как такового [Киселёва, 2018], но рассматривается исследователями сравнительно нечасто в силу сложности проведения подобного анализа. Одним из ключевых мотивов, реализованных на разных уровнях спектакля и заложенных мотивной структурой самого романа В. Каверина, становится переосмысленный мотив говорения-немоты, организующий оба акта мюзикла и связывающий их между собой.
В докладе предпринимается попытка проследить реализацию данного лейтмотива на всех уровнях музыкальной постановки и выявить его специфику по сравнению с реализацией того же лейтмотива в литературной основе либретто.
Основные положения:
1) Мотив говорения-немоты главного героя (Сани Григорьева) появляется уже в романе В. Каверина «Два капитана», но творчески переосмысляется режиссёрами мюзикла «Норд-Ост»;
2) Мотив преодоления немоты реализуется в разных сферах жизни героя и ключевых темах, организующих время и пространство постановки по мотивам романа; оказывается тесно связан не только с нравственными ориентирами главного героя, но и с историческим (мотив личной бури и бури истории — революций 1917 г. и Гражданской войны) и культурным (повтор фрагмента стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер») контекстом;
3) Во втором акте мюзикла мотив говорения-немоты развивается в двух ключах: первый связан с противостоянием главного героя антагонистам (Николаю Антоновичу и Ромашову), второй — с любовной линией (признание в любви Сани и Кати; спасающая героя во время войны сила слова любящей его женщины);
4) Мотив говорения-немоты тесно переплетается с мотивом-метафорой жизни как книги, реализованной в начальных и концевых ариях мюзикла («Прощание с Архангельском», 1 акт — «Последняя глава», 2 акт);
5) Внесение изменений в романную реализацию лейтмотива обусловлено синтетической природой жанра мюзикла.
Анализ мотива говорения-немоты в структуре мюзикла «Норд-Ост» в сопоставлении с его литературной основой (романом «Два капитана») актуален не только сам по себе, будучи ярким примером возможности разговора о музыкальной постановке как синтетическом целом при помощи методов литературоведческого анализа, но и в связи с историей спектакля и его неизвестностью широкой публике — молчание о «Норд-Осте» длится слишком долго.

Литература:
Киселёва Е. Е. Феномен театра Пьетро Метастазио. СПб., 2018.