XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эсхатологические мотивы в произведениях В. Ф. Одоевского (на примере новелл из романа «Русские ночи» и повести «4338-й год. Петербургские письма»)

Дарья Евгеньевна Бражникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-22
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается разработка эсхатологической темы в творчестве писателя первой половины XIX в. В. Ф. Одоевского на примере трёх новелл, входящих в философский роман «Русские ночи» («Насмешка мертвеца», «Последнее самоубийство», «Город без имени»). В анализируемых произведениях раскрываются философские, сатирические и утопические особенности выражения эсхатологических мотивов, что помогает выявить индивидуально-авторский подход Одоевского к их интерпретации.

Тезисы

Ключевые слова: эсхатологические мотивы; романтизм, философская новелла; утопия

В докладе исследуются эсхатологические мотивы в русской литературе первой половины XIX в. Напомним, что эта проблема в современном литературоведении главным образом разрабатывается на материале русской литературы конца XIX — начала XX в. (напр., в монографиях В. П. Шестакова «Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры» [Шестаков, 1995] и Л. Кациса «Русская эсхатология и русская литература» [Кацис, 2000]), а применительно к интересующей нас эпохе она затрагивается в статьях, посвящённых отдельным сочинениям [Карпов, 2015]. Цель настоящего исследования — продолжение намеченной в докладе «Комета Белы (Биэлы) 1832 г. и эсхатологическая тема в русской литературе» [XXVI открытая конференция студентов-филологов в СПБГУ, 2023] попытки расширения и углубления понимания эсхатологических мотивов в русской литературе первой половины XIX в. Материалом для нового исследования послужили произведения В. Ф. Одоевского: новеллы «Насмешка мертвеца» (1834), «Последнее самоубийство» (1844) и «Город без имени» (1839), входящие в состав философского романа «Русские ночи», и утопическая повесть «4338-й год. Петербургские письма» (1835). Т. к. эти новеллы Одоевского не сразу были включены в состав «Русских ночей», мы будем рассматривать их как самостоятельные произведения, однако обратимся и к их роли в общем замысле романа. В каждой из них одна и та же эсхатологическая тема решается различным образом: в «Насмешке мертвеца» представлен вариант петербургской «эсхатологии наводнения», сочетающейся с пламенной романтической поэтикой и высокой сатирой; в «Последнем самоубийстве» (эта новелла впервые напечатана в составе романа) и «Городе без имени» доведенные до абсурда идеи философов-материалистов И. Бентама и Т. Р. Мальтуса, приводят человечество к разрушительному концу, в чём проявляется полемическая сторона творчества Одоевского; в «Петербургских письмах» описывается возможное состояние русского общества перед столкновением с кометой Белы (Биэлы) и упоминаются попытки людей будущего предотвратить катастрофу. Результатом исследования является выяснение значения эсхатологической темы в творчестве Одоевского и расширение представления об эсхатологической теме в литературе первой половины XIX в.

Список литературы:
Карпов А. А. Библейские мотивы в «поэтической картине» А. В. Тимофеева «Последний день» // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. С. 16—26.
Кацис Л. Ф. Русская эсхатология и русская литература, М., 2000.
Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры, М., 1995.
XXVI открытая конференция студентов-филологов в СПБГУ. Сборник тезисов. СПб, 2023.