XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

О связи образа зооморфного корабля с мотивами оборотничества и наказания в былинных сюжетах

Сергей Иванович Ерыкалов
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2024-04-24
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Структурно-семантический анализ эпической темы «Сокол-корабль» проведен на материале нетипичных для ее реализации сюжетов, записанных на Русском Севере, а также духовных стихов, сказок, заговоров, этнографических данных. Базовым для данной темы является сюжет «Соловей Будимирович» (и некоторые другие с мотивами сватовства). Тема регулярно встречается в сюжетах без свадебной линии, особенности ее реализации именно в этих сюжетах и стало предметом исследования. Автором делается вывод о связи семантики образа зооморфного корабля с мотивами оборотничества и наказания героя высшими силами.

Тезисы

Ключевые слова: эпическая тема; зооморфный корабль; Сокол-корабль; наказание; оборотничество

Описания кораблей — распространённый прием в эпических темах в корпусе былин Русского Севера. Многие сюжеты этого жанра содержат эпизоды, повествующие о перемещении героя водным путём: новгородский купец Садко на судне перевозит товары; путь Василия Буслаева в Иерусалим пролегает по воде; Соловей Будимирович, Василий Окулович, Идолище и некоторые другие былинные персонажи сами или через посредство подданных отправляются свататься на богатых кораблях. Однако пристальное внимание исследователей занимали те тексты, в которых образ судна был составлен из множества зооморфных деталей, отчего сам корабль часто уподоблялся зверю. В отечественной фольклористике за подобным образом закрепилось название «Сокол-корабль», заимствованное из сюжета «Илья Муромец на Соколе-корабле».
В данной работе на материале сборников былин, записанных на Русском Севере, проведён структурно-семантический анализ тех сюжетов, для которых появление эпической темы «описание зооморфного корабля» (она же — «Сокол-корабль») не является частотной. Как правило, данная эпическая тема напрямую связана со свадебной семантикой в регионах близких к Белому морю (в сюжетах «Соловей Будимирович», «Садко», «Царь Соломан и Василий Окулович») или с повествованием о героических подвигах на территории распространения культуры казаков (жанровые и сюжетные вариации «Ильи Муромца на Соколе-корабле»). Соответствующие мотивы отсутствуют в сюжетах о «Настасье Никуличне», «Данило Борисовиче» и «Поездке Василия Буслаева в Иерусалим». Герои данных текстов умирают внезапно и зачастую не от человеческих рук, многие из них отличаются способностью к оборотничеству и наделены магическим знанием — эти факты сюжета оказываются связаны с мотивом наказания за нарушение проговариваемых и негласных запретов и законов эпического мира. «Чудесная» гибель персонажа — кульминационный момент данных сюжетов, эксплицирующий семантику зооморфного корабля как атрибута героя, чьи поступки/модели поведения создают дисгармонию в эпическом мире, вынужденном карать нарушителей.  
Целью данного исследования является дополнение уже существующего в отечественной фольклористике представления об исследуемой эпической теме через изучение реализации эпической темы «описание зооморфного корабля» в условиях несвойственного ей сюжетного окружения.
Методология анализа опирается на структурно-семантический подход, принципы которого сформулированы С. Ю. Неклюдовым в статье «Семантика фольклорного текста и “знание традиции”» [Неклюдов, 2005]. Нами проведены формульный и мотивный анализы эпических текстов, а их результаты сопоставлены с материалами прочих фольклорных жанров (духовные стихи, сказки, заговоры) и этнографическими данными. Результатом стало обнаружение регулярных семантических связей между текстами разных жанров, которые объединены общим формульным выражением. Проблема различий в поэтике фольклорных текстов разных жанров решается нами через обращение к понятию «знание традиции», которое ввёл Неклюдов в уже названной нами статье. Данный термин он определял как совокупность «памяти текста», «знания говорящего», «знания слушающего», «культурно-языковой картины мира» и «мифопоэтической модели мира определенного жанра») [Неклюдов, 2005: 36—39].

Литература:
Неклюдов С. Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2005. Вып. 8. С. 22—41.