XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образы монархов в пьесе XVII в. «Темир-Аксаково действо»

Александра Вячеславовна Уланова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

208
2024-04-26
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён поэтике одной из первых пьес русского театра XVII в. «Темир-Аксаково действо» через призму исследования образов царей, выведенных в этом произведении. Анализ обращений к Тамерлану и Баязету в тексте пьесы и к царю Алексею Михайловичу в предваряющем действие прологе, а также именований, титулов и сравнений монархов с солнцем позволяет сделать выводы об особенностях придворного церемониала при Алексее Михайловиче и о традиции изображения монаршей власти в средневековой литературе.

Тезисы

Ключевые слова: русская драматургия XVII в.; образ монарха; поэтика древнерусской литературы; царская власть; первые пьесы русского театра XVII в.

«Темир-Аксаково действо» — одна из первых пьес придворного театра царя Алексея Михайловича, посвящённая историческим событиям. В основе пьесы — борьба среднеазиатского завоевателя Тамерлана с турецким султаном Баязидом I (к. XIV — н. XV вв.). Пьеса представляет интерес для исследователей древнерусской литературы и становления русского театра как текст, относящийся к раннему периоду русской драматургии в контексте её формирования. Способ описания правителей в пьесе позволяет сделать наблюдения над придворным церемониалом и традицией изображения монархов. В «Темир-Аксаковом действе» мы видим образы трёх правителей: Тамерлана и турецкого султана Баязета в самом действии [Парфёнов, 1969: 13—16], а также царя Алексея Михайловича в эпизодах, предваряющих и завершающих текст пьесы. Составить представление об особенностях изображения царской власти в пьесе можно по титулам и обращениям других персонажей к Тамерлану и Баязету. Для раскрытия образов персонажей важны их автохарактеристики в тексте пьесы, а также относящиеся к ним поэтическая символика, напр., метафоры, связанные с солнцем [Каплун, 2018: 169]. Вне уровня сюжета репрезентация власти монарха появляется в обращениях к царю Алексею Михайловичу: его подданные противопоставляют свою незначительность царскому величию. Анализ поэтики пьесы «Темир-Аксаково действо» продолжит исследование типологического сходства изображения Тамерлана и Баязета в западной и русской драматургических традициях и политических реалиях своего времени [Дёмин, 1972: 275] и позволит сделать выводы об особенностях изображения царской власти в пьесах русского придворного театра.

Литература:
Дёмин А. С. Русские пьесы 1670-х годов и придворная культура // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 27. История жанров в русской литературе X—XVII вв. Л., 1972. С. 273—283.
Каплун М. В. Символика солнца в пьесах Иоганна Готфрида Грегори // Вестник славянских культур. 2018. №1. С. 169—175.
Парфёнов А. Т. К вопросу о первоисточниках «Темир-Аксакова действа» // Вестник Московского государственного университета. Серия X. Филология. 1969. №2. С. 16—30.