XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Почему Кирилова монастыря старцы Иосифовыхъ старцовъ не любятъ?»: посмертные чудеса минейного Жития Иосифа Волоцкого в контексте церковной полемики XVI в.

Игорь Эдуардович Иванов
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

135
2024-04-23
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Формирование и укрепление идеологии иосифлянства происходило в условиях церковно-политической полемики, отраженной в публицистике XVI в. Прения иноков Иосифо-Волоколамского монастыря с заволжскими старцами Кирилло-Белозерской обители и конфликт Иосифа Волоцкого с архиепископом Новгородским Серапионом стали знаковыми событиями внутрицерковной борьбы XVI в. В докладе представлен художественный анализ жития Иосифа Волоцкого на предмет отражения в нем взаимоотношений между монашескими группировками и места Иосифо-Волоколамской обители в структуре церковных отношений эпохи.

Тезисы

Ключевые слова: агиография Иосифа Волоцкого; церковная полемика XVI в.; иосифлянство; посмертные чудеса

Древнерусская литература сохранила два оригинальных жития преподобного Иосифа Волоцкого: минейное Житие, составленное Саввой Черным [ЧОЛДП, 1865: 4––76], и анонимное Житие [ЧОЛДП, 1865: 77––152], автором которого предположительно является сербский книжник Аникита Лев Филолог. Первый текст в большей степени соответствует официальной иосифлянской установке на жизнеописание Иосифа Волоцкого и события, в которых игумен принял активное участие. Именно этот памятник находится в центре нашего внимания. Полемика с заволжскими старцами остро ощущалась современниками, она касалась, прежде всего, спора о монастырском землевладении и практики наказания раскаявшихся еретиков «жидовствующих». Главные причины конфликта изложены в «Письме о нелюбках» [Горский, 1851]. Конфликт Иосифа Волоцкого с архиепископом Новгородским Серапионом носит каноническо-правовой характер и связан с переходом обители под патронат великого князя Московского без церковного разрешения архиепископа. Итогом конфликта стало наложение Серапионом на Иосифо-Волоколамский монастырь интердикта и последующий церковный собор 1509 г., принявший сторону Иосифа и извергший Серапиона из архиепископского сана см. об этом: [Алексеев, 2010: 33––37]. В минейном Житии Иосифа Волоцкого церковная полемика особым образом отражается в посмертных чудесах святого. Каноничная часть агиографическая жанра, обязательная и необходимая в жизнеописании святого подвижника в данном случае становится инструментом полемики. В качестве посменного чуда выступает рассказ «О Андреѣ Квашнинѣ, пореклу Невѣжа», в котором новый постриженик Волоцкой обители (в иночестве Арсений) предпочитает уйти в Кирилло-Белозерский монастырь к заволжским старцам. Попав туда, инок начиняет укорять и глумиться над обителью Иосифа, сравнивая ее с монастырём Кирилла-Белозерского. Разболевшийся после этого Арсений просится обратно на Волок Ламский, где раскаивается и исцеляется. Второй эпизод отражает настроение в среде новгородского духовенства по отношению к обители Иосифа Волоцкого. Рассказ «О иереи Новгородьскомъ» повествует о иноке Исаие, который жил «всегда ненавидя и злословя монастырь Иосифовъ». Во время поездки в Москву с архиепископом Новгородским Исаия занемог, но отказался ехать в обитель Иосифа, мимо которой ехал обоз архиепископа. На обратном пути больного инока посетила во сне Богородица, которая сказала ему «Иосифъ со мнои» и обвинила в нелюбви к его монастырю. Исаия отправился в обитель, раскаялся и через две недели умер. Полемика отражена и в других частях Жития.
Традиционно чудеса-наказания случаются из-за неисполнения обета, неверия, греховного деяния или проступка. Специфику этих посмертных чудес можно считать новаторской, поскольку агиограф подчиняет важные черты житийного канона насущным проблемам церковно-политического противостояния. Структурный анализ таких эпизодов в контексте богословско-канонических диспутов эпохи стал целью данной работы.

Литература:
Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480––1510-х гг. СПб., 2010. С. 33––37.
Горский А. Отношения иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1851. Т. 10. С. 502––527.
Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1865. Вып. 2. Приложения.