XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Достаем... эээ... двойные листочки! Паузы хезитации в речи школьных учителей

Мария Алексеевна Осадчая
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

209
2024-04-26
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изучению пауз хезитации в речи школьных учителей. Были проанализированы несколько фрагментов речи учителей истории — носителей русского языка. Выяснилось, что учителя склонны делать в речи в два раза больше пауз хезитации, чем можно считать оптимальным исходя из проведенных ранее исследований. В перспективе планируется провести эксперимент с использованием отобранных стимулов, который позволит установить, влияет ли число пауз хезитации в речи учителя на восприятие этой речи школьниками.

Тезисы

Ключевые слова: педагогический дискурс; паузы хезитации; восприятие речи; русская устная речь

Долгое время паузы в речи рассматривались как речевые сбои — считались проявлением непрофессионализма, мешающим восприятию информации [Voelker, 1944]. Позднее была разработана классификация пауз, в которой синтагматические паузы (на границах относительно законченных речевых единств) были отделены от пауз хезитации [Lounsbury, 1954]. Паузы хезитации — это паузы «обдумывания», которые нужны говорящему, чтобы подобрать языковую единицу, а слушающему — чтобы подготовиться к восприятию речи [Виноградова и др., 2023]. Это неотъемлемая составляющая естественной речи, в том числе речи учителей, вопреки мнению о том, что учителя должны говорить не только грамотно, но и «гладко».
На материале английского языка получены экспериментальные данные о том, что паузы хезитации в речи преподавателя влияют на восприятие материала учащимися [Johnson et al., 2009]. В этой работе паузами хезитации считались все несинтаксические (разрывающие сильные синтаксические связи) паузы. Лучше всего воспринимался фрагмент без хезитаций, хуже всего — содержащий много пауз хезитации. Фрагмент со средним числом хезитаций воспринимался заметно лучше, чем фрагмент, в котором пауз мало. На основе этих результатов оптимальным в речи учителя можно считать число пауз хезитации, которое было во фрагменте со средним количеством хезитаций (33 паузы на 7 мин. = 0,08 паузы на 1 с.).  
Наше исследование посвящено влиянию пауз хезитации в речи учителей — носителей русского языка на восприятие информации школьниками. Цель доклада — описать принципы подготовки стимульного материала для проведения эксперимента на восприятие пауз в речи учителей и охарактеризовать паузы в стимульных текстах.
Из записей уроков двух т. н. результативных учителей истории мы выбрали 5 фрагментов (от 52 с. до 130 с.), в которых учитель объясняет новый материал, и проанализировали паузы в них. Содержание пауз хезитации в этих фрагментах в пересчете на секунду превышает принятое нами за оптимальное примерно в 2 раза. Общее количество пауз — от 45 до 67, при этом пауз хезитации — от 11 до 22, т. е. около 30% от общего числа. В среднем в материале на каждые 33 слова приходится 1 пауза хезитации. Все эти паузы являются несинтаксическими. Для определения того, действительно ли результативные учителя делают больше пауз, чем представляется оптимальным, мы планируем предъявлять участникам в перцептивном эксперименте исходные фрагменты и фрагменты, в которых количество пауз приближено к оптимальному посредством удаления ряда пауз хезитации. 

Финансирование работы:
Работа выполнена при поддержке СПбГУ, шифр проекта 103923108.

Литература:
Виноградова Ю. С., Прокаева В. О., Риехакайнен Е. И. Корпусный анализ паузации в речи школьных учителей: первые результаты // Terra Linguistica. 2023. №14(4). С. 25­—38.
Johnson C. et al. The effects of an instructor's use of hesitation forms on student ratings of quality, recommendations to hire, and lecture listening // International Journal of Listening. 1989. №3(1). P. 32­—43.
Lounsbury F. G. Transitional probability, linguistic structure, and systems of habit-family hierarchies // Psycholinguistics: A survey of theory and research problems / C. E. Osgood, T. A. Sebeok (eds.). Baltimore, 1954. P. 93­—101.
Voelker C. H. A preliminary investigation for a normative study of fluency: A clinical index to the severity of stuttering // American journal of Orthopsychiatry. 1944. №14(2). P. 285­—294.