XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-семантическая группа слов, обозначающих мир моды (функционально-семантический аспект)

Инао Сюн
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2024-04-23
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается роль лексико-семантических групп в описании мира моды на русском языке. На основании данных о последних тенденциях в сфере моды проанализированы 20 широко употребительных в 2023 г. слов. Подчеркивается важность этих терминов для понимания современной культуры моды и их значимость для оценки состояния современного русского языка.

Тезисы

Лексико-семантические группы (ЛСГ) представляют собой важный элемент лексической системы языка, играющий ключевую роль в описании языковой картины мира. Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Слова объединяются в группы на основании тех или иных признаков [Зиновьева, 2003: 28]. В рамках лексической системы слова связаны парадигматическими, синтагматическими и деривационными отношениями. ЛСГ относится к парадигматическим отношениям и представляет собой класс слов одной части речи, имеющих в своих значениях достаточно общий интегральный семантический компонент и типовые уточняющие (дифференциальные) компоненты, а также характеризующихся высоким схематизмом сочетаемости и широким развитием функциональной эквивалентности и регулярной многозначности [Кузнецова, 1989: 7].
В лексике моды существует множество лексико-семантических групп, которые охватывают различные аспекты индустрии моды. Напр., существуют группы, описывающие разные виды одежды и ее детали (верхняя одежда, обувь, аксессуары), стили одежды (классический, спортивный, уличный), элементы дизайна (узоры, ткани) и т. д.
В данной лексической сфере было выделено 20 слов, которые были разделены на три подгруппы: термины мира моды, термины маркетинга и термины торговли. Термины мира моды включают в себя слова, которые отражают актуальные тенденции и понятия, связанные с модными образами. Напр., слова сникерхеды и хайпбист указывают на субкультуру обувных коллекционеров и любителей модных трендов соответственно. Лукбук и референс являются терминами, используемыми для обозначения стилей и идейных концепций в мире моды.
Термины маркетинга отражают важные аспекты индустрии моды, связанные с рекламой, продвижением и сбытом товаров. Напр., гайд-лайн и кампейн указывают на стратегии маркетинга и рекламные кампании, в то время как дроп, раффл и ажиотаж относятся к методам продаж и управлению спросом. Термины торговли включают в себя слова, характеризующие различные типы магазинов и торговые точки, а также роли и типы активности людей в индустрии моды. Аутлет, концепт-стор и поп-ап обозначают разные форматы розничной торговли, в то время как байер, инфлюенсер и амбассадор указывают на участников модного бизнеса и их роли в нем.
Стремительное развитие индустрии моды предопределяет постоянное обновление словарного запаса, что делает эту лексико-семантическую группу значимой для современного русского языка.

Литература:
Зиновьева Е. И. Понятие «поля» в лингвометодических исследованиях // XXXII Международная филологическая конференция. 2003. №15. С. 108—112.
Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989.