XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Текстовая категория темы в субжанрах вебинара (бесплатный репутационный вебинар)

Екатерина Романовна Старцева
Докладчик
студент 3 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет

215а
2024-04-23
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено речевому жанру вебинара — особому формату обучения в современной образовательной среде. На категориально-текстовом основании выделены субжанровые разновидности вебинара: бесплатный репутационный, бесплатный образовательный и платный образовательный вебинары. Продемонстрированы результаты анализа текстовой категории темы в бесплатном репутационном вебинаре. Установлены основные подтемы, представленные в этом субжанре: образовательный курс, самопрезентация, результаты обучения. Выявлены базовые и дополнительные номинации, образующие тематические цепочки в текстах.

Тезисы

Ключевые слова: вебинар; речевой жанр; субжанр; текстовая категория темы; тематические номинации

Одним из значимых речевых жанров современной коммуникации является вебинар — онлайн-лекция в электронной образовательной среде. Такой формат общения и обучения привлекает внимание исследователей-лингвистов, однако многие аспекты его изучения до сих пор остаются неописанными. Вслед за М. М. Бахтиным мы определяем речевой жанр как «определенные относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [Бахтин, 1953: 254]. Цель нашего доклада — установить особенности выражения темы в субжанровых разновидностях образовательного вебинара, в том числе выявить типовые тематические номинации и описать основные тематические цепочки. Категориально-текстовой подход позволяет выделить субжанровые разновидности вебинара: бесплатный репутационный, бесплатный образовательный, платный образовательный вебинары. Источниками материала послужили открытые трансляции онлайн-школ «Сотка», «Вебиум», «Стобалльный репетитор», посвященные подготовке к ЕГЭ по литературе. В работе применяется категориально-текстовой подход, материал собирался методом скрытого наблюдения. Тема текста — «существенный и необходимый признак всякого текста» [Матвеева, 1990: 22]. В исследуемом субжанре находят отражение три типовые подтемы: образовательный курс, самопрезентация спикера, предполагаемые результаты обучения. Подтема «образовательный курс» представлена различными номинациями, отражающими параметры презентуемого курса, например: детище (параметр «авторство курса»), «Литературия» (параметр «предмет курса»), подготовка с нуля (параметр «целевая аудитория курса»), программа (параметр «содержание курса»). Базовой номинацией является номинация курс. Разворачивая тему, спикеры часто используют эпитеты, чтобы охарактеризовать курс: интересный, наполненный. Использование таксономических номинаций (например, система подготовки) позволяет спикерам указать, что образовательный курс является лишь частью большой системы, которую онлайн-школа готова предложить своему клиенту. Типовая подтема «самопрезентация спикера» реализуется разными способами: указанием на род деятельности спикера, характеристикой его профессионального опыта. При выражении этой подтемы используются субституты ко мне, у которого и таксономические номинации (педагог). Спикеры часто апеллируют к своему образовательному опыту, чтобы подчеркнуть компетенцию эксперта. Подтема «предполагаемые результаты» обучения представлена разнообразными номинациями: хакнуть ЕГЭ по литературе, гигантское количество баллов, сдать на 90 плюс. Абстрактность формулировок достигается использованием средств выразительности, среди которых основными являются эпитеты и метафоры. Числовые указания на потенциально возможные результаты экзамена в номинациях позволяют сегментировать адресатов на «сильных» и «средних». Таким образом, категориально-текстовой анализ вебинаров доказывает обоснованность выделения бесплатного репутационного вебинара в самостоятельную субжанровую разновидность речевого жанра вебинара, а также позволяет детально описать его отличия от других субжанровых разновидностей.

Литература:
Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5: Работы 1940
—1960 гг. М., 1996.
Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск, 1990.