XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Смерть в языковой картине мира чехов

Яна Кирилловна Заблоцкая
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

209
2024-04-27
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу образа смерти в языковой картине мира чехов. В ходе исследования были сделаны выводы о концептуализации смерти в языковой картине мира (напр., смерть как противник) и определены некоторые черты, характерные для данного концепта, напр., антропоморфизация и эвфемизация.

Тезисы

Ключевые слова: языковая картина мира; концептуальное поле смерти; концептуальная метафора

Смерть выступает закономерным финалом любой жизни и, таким образом, неотделимой ее частью. Окончание жизни, наравне с ее смыслом, является одним из главных экзистенциальных вопросов, беспокоящих человека испокон веков. До сих пор опыт переживания смерти остается сложным и тяжелым моментом для ментального состояния человека. Потому неудивительно, что творчество не избежало такой трагической и печальной темы. Желание людей принять факт неизбежности смерти, отдалить ее или побороть вызывало большое количество размышлений, что отразилось в творчестве народов мира. Осмысление данной темы в фольклоре и литературе позволяет понять всю сложность человеческого существа и глубину человеческой психики. Тема смерти не теряет своей актуальности и является одним из наиболее исследуемых концептов в социальных науках, таких как история, археология, культурология, этнология и прочие. Целью данного доклада является анализ образа смерти в чешских сказках, выявление характерных для понятия смерть признаков в языковой картине мира. При анализе концепта смерти в языковой картине мира были сделаны следующие выводы и выделены следующие характерные черты:
1. Для концептуализации данного понятия характерны принципы антропоцентризма и антропометричности, и так смерть может выступать единицей измерения (ср. выражения любить кого-то до конца жизни, т. е. ‘любить сильно, долго’, умирать от голода, умирать со смеху, т. е. ‘быть очень голодным’, ‘сильно смеяться’);
2. Для метафоризации характерна антропоморфизация концептуального поля смерти (ср. выражения kmotřička Smrt, smrt mu kouká z oči, sáhla na něho smrt);
3. Смерть и связанные с ней понятия часто подвергаются эвфемизации, поскольку данная тема является табуированной;
4. Существует определенный набор понятий, ассоциируемых со смертью (напр., зима, сон или ночь);
5. Процесс смерти может быть концептуализирован как путь (ср. выражение poslat (koho) na smrt, jít (kam) jako na smrt);
6. Смерть может восприниматься как противник;
7. Границы жизни и смерти не всегда являются хорошо очерченными, поскольку в фольклоре существуют мотивы возвращения из царства мертвых, возможно общение с мертвыми или превращение в иную форму жизни после смерти.