XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Книжная трилогия» Р. Полански: соблазнение человеком, тайной, властью

Иванна Андреевна Федоренко
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 171
2024-04-25
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён кинотрилогиям, выделяемым критиками и теоретиками кино в творчестве режиссёра Р. Полански. По аналогии с наиболее известной в исследовательских кругах концепцией «квартирной трилогии» автором доклада предлагается объединение фильмов «Девятые врата» (1999), «Призрак» (2010) и «Основано на реальных событиях» (2017) в отдельную «книжную трилогию».

Тезисы

Ключевые слова: квартирная трилогия; книжная трилогия; Роман Полански

Широкому зрителю Роман Полански известен как автор т. н. «квартирной трилогии», включающей в себя фильмы «Отвращение» (1965), «Ребёнок Розмари» (1968), «Жилец» (1976). Действие всех трёх фильмов происходит в мегаполисах, а главные герои проводят большую часть экранного времени внутри собственной квартиры. Сквозной темой «квартирной трилогии» является одиночество и его влияние на состояние и поведение человека.
Фильмы были объединены в трилогию не самим режиссёром, а критиками и теоретиками кино на основе сюжетного и тематического сходства. Подобный прецедент ретроспективного объединения кинокартин позволяет задуматься о возможности выделения новых смысловых групп в фильмографии Полански. Так, Д. Капуто выдвигал идею о «трилогии расследования», включающей «Китайский квартал» (1976), «Неистового» (1988), «Девятые врата» (1999) [Caputo, 2012], а Ф. Фини писал о «дьявольской трилогии», включающей «Бал вампиров» (1967), «Ребёнка Розмари» и «Девятые врата» [Feeney, 2006]. Автор доклада предлагает рассмотреть возможность выделения «книжной трилогии», состоящей из «Девятых врат», «Призрака» (2010) и «Основано на реальных событиях» (2017). Изначально фильмы были отобраны на основе сюжетного сходства, т. к. в указанных кинокартинах книги становятся объектами, определяющими цели и мотивы героев на протяжении фильма, но при дальнейшем анализе была выявлена идейная и тематическая общность.
Цель доклада — обосновать возможность формирования новой идейной группы фильмов в творчестве Р. Полански по аналогии с «квартирной трилогией».
В ходе исследования было сделано несколько выводов. В указанных фильмах книга используется как центральный объект повествования, в зависимости от ситуации выступая как ворота к эзотерическим знаниям, инструмент политических интриг или катализатор экзистенциального кризиса.
«Книжная трилогия» отличается стилистическим разнообразием. Вышеназванные фильмы являются триллерами с детективной составляющей, но каждый из них имеет собственную направленность: «Девятые врата» — мистический триллер, «Призрак» — политический триллер, «Основано на реальных событиях» — психологический триллер. Несмотря на различия в композиционных и изобразительных решениях, все три фильма сосредоточены вокруг темы соблазнения. В данном случае трактовка этой темы не всегда ограничивается межличностным взаимодействием («Основано на реальных событиях»), а расширяется до более глобальных вопросов, как соблазнение тайной («Девятые врата») или властью («Призрак»).
По нашему мнению, подобное сюжетное, жанровое и тематическое сходство фильмов позволяет в перспективе исследовать их не только как отдельные составляющие фильмографии Р. Полански, но и как части трилогии, дополняющие друг друга на разных уровнях.

Литература:
Caputo D. Polanski and Perception: The Psychology of Seeing and the Cinema of Roman Polanski. Bristol, 2012.
Feeney F. X. Roman Polanski. Köln, 2006.