XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Специфика создания визуальных образов на примере работы художницы Б. Маневич-Каплан в фильме И. Хейфица «Дама с собачкой»

Екатерина Андреевна Ховренкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25
2024-04-26
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Фильм Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960) получил мировое признание, был удостоен множества наград, в т. ч. — награды Британской киноакадемии «за изобразительное решение». Несмотря на общую значимость картины, работа художницы Б. Маневич-Каплан недостаточно изучена. Доклад посвящён анализу художественных средств, применяемых при создании визуальных образов в кинофильме «Дама с собачкой». 

Тезисы

Ключевые слова: изобразительное решение; экранизация; Б. Маневич-Каплан; И. Хейфиц

Фильм Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960) является экранизацией одноимённого произведения А. П. Чехова. Анализируемая картина стала первым опытом обращения к классической русской литературе в творческой биографии режиссёра. Чеховские рассказы многогранны и из-за этого особо кинематографичны. Фильм получил мировое признание, был удостоен множества наград, в т. ч. — награды Британской киноакадемии «за изобразительное решение». Несмотря на общую значимость картины, работа художницы Б. Маневич-Каплан, на наш взгляд, недостаточно изучена. Цель исследования заключается в определении художественных средств, применяемых при создании визуальных образов в кинофильме «Дама с собачкой».
Чеховское произведение начинается с описания типичного курортного романа. Однако адюльтер оборачивается глубоким чувством главных героев — Гурьева и Анны Сергеевны. Экранизация довольно точно воспроизводит литературный сюжет. Впоследствии режиссёр отмечал, что столкнулся с определенными трудностями при написании сценария [Хейфиц, 1996]. Это связно с тем, что Чехов отказался от подробного описания, стремясь заключить всю важную информацию о героях и месте действия в нескольких деталях. Художница Б. Маневич-Каплан при разработке художественного концепта в основном опиралась на исторический контекст произведения. Костюмы Гурьева (А. Баталов) и Анны Сергеевны (И. Саввина) можно встретить не только в журналах мод конца XIX в., но и на фотографиях Чехова и Ольги Книппер в Ялте. Следует также отметить сходство костюмов в фильме с нарядами на эскизах Кукрыниксов 1945—1946 гг. Художники-графики создали иллюстрации, которые сохранили достоверность исторической эпохи. При этом работа художницы по костюмам не сводилась только к точному копированию актуальных модных тенденций и фасонов прошедшей эпохи. Б. Маневич-Каплан удалось разработать продуманные образы, которые не противоречили сюжетной линии. Включив в наряды главных героев яркие и запоминающиеся детали, она сделала визуальные образы не только более выразительными, но и смогла передать мысли и чувства, скрытые в литературном произведении в подтекстах и полутонах.
В результате анализа фильма «Дама с собачкой» были определены основные средства формирования костюмных образов. В ходе сравнения фильма и литературного текста очевидны отличающиеся сцены и детали. Они не противоречат литературному первоисточнику, а наоборот усиливают глубокие впечатления и переживания героев [Хейфиц, 2001]. В чеховском произведении нет подробного описания костюмов, быта Москвы и города С. При этом Б. Маневич-Каплан удалось создать костюмные образы, наделенные глубоким психологизмом. Для художницы, как и для самого Чехова, предметы обихода, одежда и аксессуары отражают изменения, происходящие во внутреннем мире героев. С их помощью передаются тонкие нюансы отношений между Гурьевым и Анной Сергеевной.

Литература:
Хейфиц И. Е. Пойдем в кино!: Жизнь. Труд. Опыт. СПб., 1996.
Хейфиц И. Мой автор — Чехов // Искусство кино. Архив. URL:https://old.kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article7 (дата обращения: 10.02.2024).