XXVII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дэвид Боуи. Образы в кино

Александр Тимурович Джелядин
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 171
2024-04-25
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Дэвид Боуи известен, в первую очередь, как рок-музыкант, однако не малозначимую часть его карьеры составляла актерская деятельность. В данной исследовательской работе я хотел бы представить взгляд на картину кинообразов Боуи, а также проследить взаимосвязь между ними и сценическими амплуа. 

Тезисы

Ключевые слова: амплуа; кинематограф; кинообраз

О личности и творчестве Дэвида Боуи написано немалое количество исследовательских работ, в основном англоязычных. Однако большинство авторов обращает внимание только на музыкальное творчество Боуи [Брукер, 2021], в то время как его карьера была очень многогранна, и немаловажной ее частью является работа Боуи в качестве актера кинематографа. Кажется важным взглянуть на личность Боуи через призму тех образов, которые он воплощал в кино, а также проследить изменение, эволюцию этих образов. Целью доклада является анализ наиболее значительных ролей Боуи, выявление взаимосвязей между его актерскими работами и амплуа, которые он воплощал на музыкальной сцене. В качестве визуальных материалов исследования следует выделить кинокартины «Человек, который упал на Землю» (1976), «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983), «Лабиринт» (1986) и «Последнее искушение Христа» (1988) [Кино Европы, 2011: 64]. Также в качестве источника был привлечен документальный фильм «Cracked Actor» (1974). Ценным материалом для исследования являются интервью, комментарии и воспоминания самого Боуи и тех, кто работал вместе с ним над фильмами, напр., актрисы Кэнди Кларк, которая играла вместе с Боуи в фильме «Человек, который упал на Землю», или продюсера фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» Джереми Томаса [Jones, 2018]. Аналитический метод исследования применен к актерским работам Боуи в вышеуказанных фильмах, соотнесения кинообразов и образов сценических. Можно сделать итоговый вывод о том, что влияние актерской деятельности находило отражение и в сценических музыкальных выступлениях Боуи, особенно в первое десятилетие его творчества, напр., образ инопланетянина Томаса Джерома Ньютона из фильма «Человек, который упал на Землю» оказал значительное влияние на формирование сценического персонажа Боуи — Изможденного Белого Герцога. Вместе с тем, сценические амплуа, которые примерял на себя исполнитель, находили продолжение даже после своего исчезновения с музыкальной сцены в его работах в кино.

Литература:
Брукер У. Почему Боуи важен. М., 2021.
Кино Европы. Актерская энциклопедия / Отв. ред. Л. А. Алова. М., 2011.
Jones D. David Bowie. A Life. London, 2018.