XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Анатомия страдания в новелле В. Ф. Одоевского «Импровизатор»

Анастасия Сергеевна Бердникова
Докладчик
магистрант 2 курса
Воронежский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается образ главного героя новеллы В. Ф. Одоевского «Импровизатор» — поэта Киприяно, который, желая избежать мук творчества, обращается к таинственному доктору Сегелиелю. Однако это заканчивается для юного импровизатора трагедией: полученный им дар всезнания лишает героя покоя, становится источником страданий.

Тезисы

Ключевые слова: В. Ф. Одоевский; «Импровизатор»; всезнание; страдание; таинственное

В своём докладе мы постарались описать специфику образа главного героя новеллы В. Ф. Одоевского «Импровизатор» — поэта Киприяно. Как показывает проведённый нами интертекстуальный и мотивный анализ, произведение содержит многочисленные автоинтертекстуальные параллели, которые ещё не становились объектом отдельного исследования, что обуславливает актуальность нашей работы.
Произведение открывается описанием сцены выступления импровизатора, в которой главный герой с необыкновенной лёгкостью слагает стихи на любую из предложенных тем. В действиях Киприяно можно заметить некоторую небрежность, как будто искусство не вызывает в нём ни восторга, ни радости. Одоевский также сравнивает процесс творчества с игрой в шахматы, подчёркивая рационализм действий героя. Однако поэт, несмотря на своё равнодушие, не может остаться спокойным при виде денег, полученных им за выступление.
Несмотря на кажущуюся лёгкость стихотворчества, оказывается, что Киприяно знакомы муки, которые сопровождают создание поэтических произведений. Эти страдания заставляют героя помышлять о возможном отказе от своего поэтического дара. Желая избавить себя от «трудов неимоверных», незадачливый поэт обращается за помощью к доктору Сегелиелю.
В молодости доктор был также беден, как и поэт, однако после неожиданно разбогател. Жители города подозревают, что доктор занимается колдовством. Сегелиель не требует денег от родственников больного, однако назначает им свою плату, требуя от них совершения определённых действий, носящих деструктивный характер. Это разрушает личность самого просителя, лишает его всего человеческого. Однако отказ от выполнения условий Сегелиеля оборачивается неминуемой смертью для больного. Более того, герой жестоко мстит своим врагам, а их страдания не вызывают в нём жалости. Образ таинственного доктора также появится в повести Одоевского «Косморама»: доктор Бин сыграет роковую роль в жизни главного героя — Владимира Петровича, став его «проводником» в потусторонний мир.
Герой по имени Сегелиель также появится в более позднем произведении автора — «Сегелиель, или Дон-Кихот XIX столетия», где Одоевский изобразит злого духа, ставшего на путь искупления своих грехов.
Киприяно, который обращается к доктору за «лекарством», без сомнения знает о дурной славе, сопровождающей лекаря. Сегелиель назначает поэту два условия, на которые тот соглашается, не понимая при этом их смысла. Дар поэта, полученный Киприяно при рождении, подменяется «даром» Сегелиеля: «всё высокое и трогательное было подведено под арифметическую прогрессию» [Одоевский, 1975: 93]. Прекрасное становится безобразным, живое — мёртвым: «Шарлотта, этот земной идеал, пред которым молилось его вдохновение, сделалась — анатомическим препаратом!» [Одоевский, 1975: 94]. Способность к импровизации оборачивается для героя проклятием, принося ему жестокие страдания. Этот дар — 
«всё видеть, всё знать, всё понимать» — приводит героя к безумию.
Анатомические мотивы, а также мотив страдания появляются в сборнике «Пёстрые сказки», где Одоевский предупреждает об опасности попыток объяснить действие законов мироздания исключительно рациональными методами.
Проведённое нами исследование позволило выделить основные мотивы новеллы и проследить их влияние на дальнейшее творчество автора.

Литература:
Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975.