«Вспомни иногда и не забывай никогда»: инскрипты на обороте фотографий
Ксения Андреевна Пересыпкина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению оставленных на оборотной стороне фотографий дарственных
надписей, выявлению и систематизации составляющих их компонентов и элементов. Материал
исследования — пятьсот фотографий с инскриптом на обороте из трёх архивов (извлечены
методом произвольной выборки). В результате анализа было выявлено, что фотографический
инскрипт состоит из дарственного (обязателен) и недарственного (факультативен) компонентов.
Дарственный компонент реализуется через образы адресанта, адресата, адресанта и
адресата или даримого.
Тезисы
Ключевые слова: инскрипт; дарственная надпись; фотография
Работа посвящена изучению оставленных на оборотной стороне фотографий дарственных надписей, выявлению и систематизации составляющих их компонентов и элементов. Примером может служить такой текст: Дорогому брату Константину, в знак воспоминания о том времени, когда люди так много говорили. Л. Вилямовская 28 августа 95 года. Цель исследования — выделить структуру фотографических инскриптов; представить её части и охарактеризовать некоторые из них статистически и/или типологически. Новизна исследования заключается в осуществлении первой попытки подробного лингвистического анализа фотографического инскрипта. Материал исследования — пятьсот фотографий, охватывающих период с 1860 по 2003 гг. (извлечены методом произвольной выборки). Источниками стали: архив «История России в фотографиях», архив Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, архив, сформированный после летней фольклорной экспедиции студентов СПбГУ в деревню Сояна Мезенского района Архангельской области. В результате было выявлено, что фотографический инскрипт состоит из дарственного (обязателен) и недарственного (факультативен; например, 6 марта 1868 года) компонентов. Дарственный компонент реализуется через образ адресанта, адресата, адресанта и адресата, даримого (Дорогой Марье Александровне наша последняя карточка. С. Р.). Элементами дарственного компонента являются: наименования участников ситуации дарения (от горячо любящей ее мамы Кати и больного безнадежно Сержа; Дорогому Грише Стасенко); характеристика связи между участниками ситуации, чаще всего эмоционально-психической, являющейся мотивировкой дарения. Последняя может быть выражена именем или именной группой, которые, как правило, представляют собой свернутую предикацию (явление из эмоционально-психической сферы дарителя — в знак глубокого уважения, явление из эмоционально-психической сферы получателя — на вечную память, явление общей эмоционально-психической сферы участников или их совместное социальное бытие — как воспоминание о наших занятиях). Элементом дарственного компонента также может быть характеристика связи между участниками ситуации, выраженная одной или несколькими предикативными единицами (референтом грамматического субъекта выступает даритель — посылаем эту фотографию, получатель — Сохраните воспоминание о прошлом, могут быть обозначены оба участника ситуации — Когда мы будем в разлуке, не будем знать, где ты, где я, тогда возьми карточку в руки и вспомни про меня).
Работа посвящена изучению оставленных на оборотной стороне фотографий дарственных надписей, выявлению и систематизации составляющих их компонентов и элементов. Примером может служить такой текст: Дорогому брату Константину, в знак воспоминания о том времени, когда люди так много говорили. Л. Вилямовская 28 августа 95 года. Цель исследования — выделить структуру фотографических инскриптов; представить её части и охарактеризовать некоторые из них статистически и/или типологически. Новизна исследования заключается в осуществлении первой попытки подробного лингвистического анализа фотографического инскрипта. Материал исследования — пятьсот фотографий, охватывающих период с 1860 по 2003 гг. (извлечены методом произвольной выборки). Источниками стали: архив «История России в фотографиях», архив Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, архив, сформированный после летней фольклорной экспедиции студентов СПбГУ в деревню Сояна Мезенского района Архангельской области. В результате было выявлено, что фотографический инскрипт состоит из дарственного (обязателен) и недарственного (факультативен; например, 6 марта 1868 года) компонентов. Дарственный компонент реализуется через образ адресанта, адресата, адресанта и адресата, даримого (Дорогой Марье Александровне наша последняя карточка. С. Р.). Элементами дарственного компонента являются: наименования участников ситуации дарения (от горячо любящей ее мамы Кати и больного безнадежно Сержа; Дорогому Грише Стасенко); характеристика связи между участниками ситуации, чаще всего эмоционально-психической, являющейся мотивировкой дарения. Последняя может быть выражена именем или именной группой, которые, как правило, представляют собой свернутую предикацию (явление из эмоционально-психической сферы дарителя — в знак глубокого уважения, явление из эмоционально-психической сферы получателя — на вечную память, явление общей эмоционально-психической сферы участников или их совместное социальное бытие — как воспоминание о наших занятиях). Элементом дарственного компонента также может быть характеристика связи между участниками ситуации, выраженная одной или несколькими предикативными единицами (референтом грамматического субъекта выступает даритель — посылаем эту фотографию, получатель — Сохраните воспоминание о прошлом, могут быть обозначены оба участника ситуации — Когда мы будем в разлуке, не будем знать, где ты, где я, тогда возьми карточку в руки и вспомни про меня).