XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Предвосхищение истины греческими философами в сочинении Климента Александрийского «Протрептик»

Софья Витальевна Горбачева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе предлагается интерпретация строк 74.33—36 «Протрептика» Климента Александрийского, где говорится о получении греческими философами «искр» Божественного вдохновения. Отношение Климента к способностям философского познания имеет сложный характер. С одной стороны, он называет некоторых философов «вдохновенными», а их методы познания — необходимыми для христианина-«гностика»; с другой — говорит о несовершенстве их мудрости. Нами предпринимается попытка показать, в чем, согласно Клименту, состоит ограниченность философского разума, проявившаяся в заблуждениях греческих философов.

Тезисы

Ключевые слова: протрептик; постижение истины; пролепсис; вдохновение

«Протрептик» Климента Александрийского — самая ранняя часть трилогии Климента и первое христианское произведение в жанре протрептика. В античности существовало множество произведений, целью которых являлось обратить читателя к определенной деятельности или образу жизни: первым сочинением, полностью протрептическим по своему характеру, считается «Протрептик» Аристотеля (хотя элементы данного стиля обнаруживаются еще в диалогах Платона и речах Исократа). Опираясь с одной стороны на философский протрептик, с другой — на апологетическую традицию II—III вв., Климент создает собственный «Протрептик», впервые применяя для обращения язычников в христианскую веру знакомый ему тип увещевания.
Используемая Климентом аргументация, помимо видимых приемов античной риторики, содержит ряд внутренних сюжетов — мы полагаем, что они также являются важным элементом протрептической стратегии Климента. В данном докладе предлагается рассмотреть один из сюжетов — предвосхищение истинного знания о Боге греческими философами. В Protr. 74.33—36 Климент утверждает, что греки больше других языческих народов получили искры (ἐναύσματα) истины, однако изобличили себя тем, что сказали о ней лишь немногое. Исследователи разнятся в толковании данного места: С. Лилла [Lilla, 1971: 17] считает, что Климент имеет в виду наличие у греческих философов особенного Божественного вдохновения (πνεμα), Д. Райдингс [Ridings, 1995: 123], напротив, доказывает несостоятельность человеческого и, в частности, греческого философского разума в достижении истины.
Предлагая свою интерпретацию Protr. 74.33—36, мы намереваемся показать, что отношение Климента к способностям познания Бога греческими философами имеет сложный характер. В «Протрептике» упоминаются различные источники познания - естественное постижение основ истины (πρόληψις); вдохновение; откровение; философское (рациональное) и интуитивное познание. Особое место занимает идея плагиата — заимствования греками мудрости у еврейского народа. Цель нашего доклада — показать, что Климент не считает греков избранным народом (греки не получили прямого Божественного откровения), но при этом высоко оценивает те способы познания, которыми пользуется греческая философия, считая их необходимыми для христианина-«гностика», и считает некоторых философов «вдохновенными». Вместе с тем, человеческий разум не может достичь всей полноты истины без Божественного откровения. В докладе делается попытка показать, в чем, согласно Клименту, состоит ограниченность философского разума, проявившаяся в заблуждениях греческих философов.

Литература:
Lilla R. S. Clement of Alexandria: A Study in Christian Platonism and Gnosticism // Oxford, 1971.
Ridings D. The Attic Moses. The Dependency Theme in Some Early Christian Writers. Göteborg, 1995.