XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Вишерский антироман» В. Т. Шаламова: проблема жанровой природы

Аглая Артемовна Катович
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе ставится проблема эстетической и жанровой природы «Вишерского антиромана» В. Т. Шаламова. «Вишера» в научной традиции рассматривалась почти исключительно как мемуары, не имеющие фикциональной установки. Благодаря анализу сознания повествующего субъекта становится возможно более точно определить художественную специфику «антиромана» и выдвинуть предположение о ее экспериментальности. Результаты поэтологического анализа сопоставляются с размышлениями Шаламова о природе искусства и поисками им новой художественной формы, которую писатель называл «новой прозой».

Тезисы

Ключевые слова: мемуары; проза В. Т. Шаламова; автодокументальные жанры

Вопрос о месте «Вишерского антиромана» В. Т. Шаламова в системе фактуальных и фикциональных жанров остается дискуссионным. В собрании сочинений писателя «антироман» помещен среди автобиографических текстов, что естественно: его сюжетной основой служат события из жизни Шаламова, реально имевшие место в 1929—1931 гг.; форма повествования перволичная, нарратор регулярно апеллирует к таким общеизвестным фактам биографии Шаламова, как его второй арест и многолетнее пребывание на Колыме; работа над «антироманом» велась параллельно с «Воспоминаниями» и «Четвертой Вологдой» — произведениями, сомневаться в мемуарной природе которых не приходится. Только как источник фактов о жизни писателя используется текст «Вишеры» в наиболее полной на сегодняшний день биографии Шаламова [Есипов, 2012].
Недавние исследования демонстрируют сложность эстетической природы «Вишеры». Проблема ее жанровой принадлежности рассматривается, например, в работах Е. Михайлик [Михайлик, 2018], Д. Лундблад-Янич [Лундблад-Янич, 2013]. Многие наблюдения, сделанные авторами, осмысляются и развиваются в нашем исследовании.
Основным методом исследования является нарратологический и поэтологический анализ текста. Предмет анализа — субъект повествования «Вишеры», цель — выделить его конститутивные черты. Равнение повествователя на стереотипную схему поведения революционера рубежа XIX—ХХ вв. проявляется на многих уровнях: в рефлексии рассказчика, его взаимодействии с другими персонажами, сравнении себя с Рахметовым и народовольцами и т. д. Ненадежность рассказчика в изложении событий, его несамостоятельность на уровне фразеологии, идеологическая заданность оценок, которые он дает событиям и людям, может быть проиллюстрирована различными примерами, как и его склонность судить окружающих людей, делить их на правых и виноватых и учить жизни.
Дать более объективную характеристику повествующему сознанию «Вишеры» позволяет сравнительный анализ «антиромана» и «Колымских рассказов» и сопоставление его результатов с высказываниями Шаламова о собственном творчестве и опыте в целом (напр., его эссе «О прозе», «Воспоминаний» и т. д.).
В результате мы приходим к следующему выводу: в «Вишере» Шаламов пытается отказаться от «литературности», которую понимает как эстетизацию, обработку опыта в художественном языке. Если в «Колымских рассказах» сделана попытка создать художественными средствами, по выражению автора, «прозу, выстраданную как документ», то в «Вишере» воспроизводится сознание субъекта, воспринимающего события непосредственно, через призму своей ограниченности (идеологической, моральной, возрастной и т. д.). Это сочетание установок (на достоверность, «аутентичность», но и на эстетическую «сделанность») позволяет говорить о двойственной жанровой природе шаламовского «антиромана». В «Вишерском антиромане» воплощаются устремления Шаламова достичь особого языка «новой прозы», в котором «все, что дано, дано непосредственно» [Золотоносов, 1994].

Литература:
Есипов В. В. Шаламов. М., 2012.
Золотоносов М. Последствия Шаламова // Шаламовский сборник. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 176—182.
Лундблад-Янич Д. Роман воспитания наоборот: «Вишера. Антироман» В. Т. Шаламова как переосмысление жанровых традиций // Варлам Шаламов в контексте мировой литературы и советской истории: сборник трудов международной научной конференции / Сост. и ред. С. М. Соловьев. М., 2013.
С. 285—291.
Михайлик Е. Варлам Шаламов: опыт медленного чтения. М., 2018.