XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности мотивации оценки в тексте кинорецензии

Евгения Андреевна Легостаева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Рассматривается динамика изменения способов мотивации оценки фильма в современной кинокритике. Доказывается тезис о сближении жанра рецензии со сферой рекламы и пиара.



Тезисы

Ключевые слова: арт-медиадискурс; кинокритика; оценочно-коммуникативное действие; мотивация оценки

Становление коммерческой киноиндустрии, начавшееся в России в 1990-е гг., постепенно привело к соответствующим изменениям в кинокритике. Постепенное вытеснение авторского кинематографа продюсерским актуализировало ценностный конфликт восприятия кино как искусства и кино как бизнеса в кинокритике постсоветского периода. Наша цель – выявление влияния новой ситуации на текстовую презентацию оценки кинопроизведения в жанре рецензии.
По мнению современных специалистов, жанр рецензии можно рассматривать как конвергентный, пограничный между сферами журналистики и художественной критики. Сверхзадачей кинорецензии как эстетически-оценочного аналитического жанра учеными признается ценностное ориентирование читателя. При реализации этой сверхзадачи сегодня возникает целый комплекс проблем. Неустойчивое состояние ценностных критериев как наиболее значимый экстралингвистический фактор для формирующегося дискурса российской кинокритики влияет на критерии оценки фильмов. Традиционно рецензирование предполагает формирование аргументированной объективной оценки достоинств и недостатков произведения, однако сегодня жанр рецензии становится частью системы медиапрезентации и продвижения художественных произведений.

В основе нашего исследования лежит анализ и сопоставление рецензий на российские фильмы, опубликованных в газете «Коммерсантъ» в 1996 и 2022 гг. (эмпирическая база создавалась методом сплошной, репрезентативной выборки).

Результаты исследования позволяют констатировать снижение аналитичности современной российской кинорецензии. Фильмы нередко оцениваются на основе личных предпочтений автора рецензии, с ориентацией на его эмоциональное состояние. Проявлением этой тенденции является очевидное доминирование осведомительной интенции (пересказ фильма без детального анализа фабулы).

В основе большинства рассмотренных с применением метода лингвостилистического анализа рецензий 1996 года лежит коммуникативное действие «объяснение оценки» [Дускаева, 2014: 206—213], предполагающее формулирование итоговой оценки произведения в качестве результата анализа различных его аспектов, в то время как в рассмотренных рецензиях 2022 года доминирует такое коммуникативное оценочное действие, как «подтверждение истинности оценки» [Дускаева, 2014: 206—213], в соответствии с которым оценочный тезис формулируется уже в начале рецензии. Подача события в предрешенном освещении свойственна рекламе и пиару. Также мы можем отметить усиление антитезы как стилистического средства мотивации оценки, свидетельствующее о пропагандистском статусе новой кинорецензии.

В совокупности эти особенности дают возможность констатировать изменение сверхзадачи современной кинорецензии: вместо ценностного ориентирования она в первую очередь сообщает читателю о потребительских качествах художественного произведения. Соответственно изменяются и используемые рецензентами способы мотивации оценки. Так, для современной кинорецензии в качестве аргументов для сформулированного в начале текста оценочного тезиса чаще используются пересказ сюжета и средства репрезентации психологической оценки произведения. Приведенные выше факторы приводят к снижению аналитичности и объективности текстов, относящихся к данному жанру.

Литература:
Дускаева Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналист
ском культурно-просветительском дискурсе // Вестник ПГНИУ. Вып. 4 (28). 2014. С. 206—213.