XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Речевой портрет рассказчика в зеркале текста-описания (на материале романа Г. Служителя «Дни Савелия»)

Софья Владимировна Чигинцева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено выявлению характерных речевых черт героя-рассказчика в структуре автобиографического повествования, примером которого послужил роман современного писателя Г. Служителя «Дни Савелия». Приведены результаты анализа фрагментов-описаний, ярко демонстрирующих свойства речевого поведения рассказчика. Выявленные особенности его словоупотребления, предпочтения в выборе деталей, изобразительных и выразительных средств, передающих видение окружающих людей и пространства, позволяют охарактеризовать речевой портрет рассказчика.

Тезисы

Ключевые слова: текст в обучении РКИ; автобиографический текст; рассказчик; речевой портрет

Значимость изучения художественного текста на уроках РКИ требует поиска и выбора органичных подходов к его анализу и построению на этой основе лингвометодической системы заданий, учитывающей специфику того или иного произведения. Материалом для исследования послужил роман современного писателя Г. Служителя «Дни Савелия», имеющий необычную повествовательную структуру: рассказчик и главный герой — одна и та же личность, причем необычная, скрывающаяся под маской московского бродячего кота. Задачей исследования являлось соотнесение особенностей речи героя-рассказчика с ключевыми составляющими его образа, выполненное на основе анализа фрагментов романа, демонстрирующих характерные особенности речи героя. В ходе анализа было установлено, что основными для рассказчика функционально-смысловыми типами речи являются описание и рассуждение. Особенности речевого поведения рассказчика, представляющего историю своей жизни, проявляются в эпизодах, изображающих окружающих героя людей и значимые для него места. Основной функционально-смысловой тип речи в этом случае — описание. Рассмотрение особенностей речевого выбора рассказчика в контексте описания проводилось по нескольким направлениям: 1) в аспекте перцептивной точки зрения, 2) в аспекте оценочной точки зрения, 3) в аспекте речевых компетенций рассказчика, проявляющих черты его личности. Анализ речи рассказчика в контексте описания по названным аспектам позволил сделать следующие выводы. 
1. Описывая окружающую действительность, герой-рассказчик опирается преимущественно на чувственный опыт, передающий его восприятие в двух ипостасях — человека и кота: Паркет елочкой. На подоконнике цветы. Белая стеклянная люстра, имитирующая тряпичный светильник; Она имела короткий, гладкий мех темно-серого цвета. В синих глазах застыли точки, которые увеличивались и чернели в минуту гнева или опасности.
2. При создании образов людей и пространства герой выражает отношение к объектам изображения, прибегая к оценочной лексике (душегуб) и средствам экспрессивного синтаксиса: Да, новое увлечение вселило в Лену надежду, что все не напрасно. Что все не случайно. Что все окупится и оправдается. Действующие в перволичном повествовании установка на достоверность, а также авторская субъективность обусловливают наличие яркого оценочного компонента в речи героя и формируют ее тональную окраску.
3. В аспекте речевой компетенции рассказчика были выделены лексический состав речи героя (книжная, разговорная лексика, топонимы, антропонимы), синтаксические особенности (назывные и сложные, содержащие причастные, деепричастные, сравнительные обороты предложения), выразительные средства речи (эпитеты, сравнения, метафоры). Анализ речевой компетенции героя позволил выделить такие его качества, как образованность, любознательность, ироничность, подчеркнуть детальность восприятия главным героем действительности, его впечатлительность, увидеть в лице героя внимательного наблюдателя, умелого рассказчика, владеющего формами книжной и устной разговорной речи, а также способностью к яркому образному описанию. Таким образом, выделенные черты речи героя-рассказчика при описании людей и пространств позволили интерпретировать некоторые речевые характеристики в аспекте его образа. Выявление особенностей речевого поведения героя в рассуждении как функционально-смысловом типе речи представляет собой предмет дальнейшего исследования.