XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Канон Николаю Мирликийскому гимнографа Климента: анализ композиции и стиля

Маргарита Эдуардовна Титкова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования является композиция и стиль церемониального канона IX в., который принадлежит малоизвестному византийскому гимнографу Клименту и посвящен предположительно Св. Николаю Мирликийскому. В связи с тем, что гимнографический канон является вторичным по отношению к житию святого жанром, гимн Климента анализируется в соотношении с его вероятным прозаическим источником -– одним из житий Николая Мирликийского. Демонстрируется, как поэт-гимнограф перерабатывает и переосмысляет прозаический источник.

Тезисы

Ключевые слова: византийская гимнография; канон; агиография; Климент; Николай Мирликийский

Исследователям мало известно о личности гимнографа Климента, и есть основания полагать, что он также не снискал широкого признания среди своих современников. Согласно немногочисленным исследованиям поэзии Климента, его творчество имеет ряд отличительных качеств, которые позволяют выделить автора из числа известных нам церковных поэтов. Эти специфические черты на данный момент изучены мало. Исследование творческой манеры Климента, анализ языка, стиля и композиции его канонов представляется актуальной задачей византийской филологии. Предмет настоящего доклада 
— канон Климента, посвященный Николаю Мирликийскому. Делается попытка выявить его композиционные и стилевые особенности. На материале канона рассматриваются основные аспекты творчества Климента, обозначенные историком-византинистом А. П. Кажданом в статье, посвященной индивидуальным чертам византийских гимнографов [Каждан, 1992/93]. В докладе демонстрируется, каким образом раскрываются распространенные элементы  гимнографической традиции  в поэзии Климента, а именно: сопряжение песен канона с библейскими песнями соответственно, включения в нарратив канона богородичен и троичен, использования определенных терминов, характерных для церемониальных канонов, таких, например, как φώς 'свет', μνήμη 'день памяти святого', σορός 'гробница' и других. Таким образом, определяются  особенности творчества Климента в контексте византийской гимнографии VII—IX вв. В силу того, что гимнографический канон является вторичным по отношению к житию святого жанром, в задачи доклада также входит рассмотрение связи данного поэтического сочинения с его вероятным прозаическим источником — одним из житий Николая Мирликийского [AHG, 1976: 96—115] — для выявления того, каким образом происходит художественное переосмысление жития гимнографом Климентом. Внимание уделяется тому, какие эпизоды Климент выбирает из жития,  в какой последовательности он их располагает, какой стилистической переработке подвергается текст источника. Исследование выполнено на материале научно-критических изданий текстов  канона Николаю Мирликийскому и его предположительного прозаического источника. В результате сопоставительного  анализа двух агиографических текстов, а также рассмотрения в контексте гимнографической традиции образов и сюжетов, включенных в гимн Николаю Мирликийскому, выявляются черты индивидуального художественного метода византийского гимнографа.

Литература:
Kazhdan A. An Oxymoron: Individual Features of a Byzantine Hymnographer // RSBN 29. 1992/93. 19
—58.
Analecta hymnica graeca e codicibus eruta Italiae inferioris. Vol. 4: Canones Decembris / Edd.​ A. Kominis, G. Schirò. Roma, 1976.