XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Семантическое поле «Звук» в рассказе Ю. П. Казакова «Свечечка»

Анна Ивановна Якимовская
Докладчик
студент 2 курса
Московский государственный областной университет

Ключевые слова, аннотация

Рассматривается семантическое поле «Звук» рассказа Ю. П. Казакова «Свечечка» в связи с созданием художественной образности. Проанализирован состав семантических групп, имеющих значение 'звук', 'звучание', 'звучащий', 'характер звучания'. Классифицированы лексемы, входящие в эти группы.

Тезисы

Ключевые слова: звукоизобразительность; лексико-семантическое поле; Ю. П. Казаков

Цель исследования — описание семантического поля «звук» как части словаря Ю. П. Казакова и определение звукоизобразительности как стилистического приема в его рассказе «Свечечка». Исследуя семантическое поле «звук» в творчестве автора, мы можем определить звукоизобразительную функцию лексем в его идиостиле . 
Под семантическим полем мы понимаем самую крупную лексико-семантическую парадигму, объединяющую слова разных частей речи, соотносимые с одним фрагментом действительности и имеющие общую сему в лексическом значении [Жеребило, 2010: 32].
Для звуковой организации рассказа Ю. П. Казакова характерно активное использование глагольных форм и наречий. С помощью различных языковых средств в тексте реализуются эмотивная и оценочная функции лексики семантического поля «звук».  
Нами выделены следующие ядерные лексемы семантических групп со значением 'звук', 'звучание', 'звучащий', 'характер звучания'. 
Лексико-семантическая группа с доминантой 'звучать' делится на подгруппы: 1) лексемы, обозначающие звуки, которые производятся с помощью предметов: звякнуть, стукнуть и др.; 2) лексемы, обозначающие звуки, сопровождающие движения человека: вздохнуть, затаиться; 3) лексемы, обозначающие звук, производимый человеком с участием речевого аппарата: шептать, восклицать и др. 
Эту подгруппу в свою очередь можно классифицировать по участию голоса человека и скорости воспроизведения звука. 
По участию голоса различаются: 1) лексемы, обозначающие действия, производящие громкий звук: кричать, восклицать и др.; 2) лексемы, обозначающие как тихие, так и громкие звуки: смеяться, сказать и др.; 3) лексемы, обозначающие нулевую фонацию: не доносилось ни звука, молчать и др. 
По скорости воспроизведения звука: 1) лексемы, обозначающие быстрое воспроизведение звука: заспешить, спохватиться и др.; 2) лексемы, обозначающие медленное воспроизведение звука: протянуть, выпевать и др. 
В группе со значением 'звуки предметов' наименьшее количество лексем: жужжание, сигнал и др.; большой является группа со значением 'звук, издаваемый человеком': крик, смех и др.,  малочисленна группа, называющая нулевую фонацию: ни звука, шорох.
Группы прилагательных и причастий с доминантой 'звучащий' делятся по источнику звука: издаваемые человеком — захлебывающийся, свирельный и др.; предметами — скрипучий, мягкий и др. Наречия с доминантой 'характер звучания' также включаются в классификацию по источнику звука, но наиболее важную роль здесь играет деление по эмоциональному состоянию, в котором были выделены отрицательные эмоции: страдальчески, злобно и др., положительные эмоции: упоенно, ласково и др. 
В ядро семантического поля входят единицы, имеющие высокую частотность и наиболее функционально значимые в тексте рассказа: кричать, молчать и др. В периферийной зоне семантического поля находятся слова, для которых характерна невысокая частотность (добавить, спросить и др.), или те, которые не являются элементами общеязыкового поля «звук», но приобретают сему «звук» в рассказе писателя (заспешить, стремительный и др.). 
Таким образом, в рассказе Ю. П. Казакова «Свечечка» особенно важна роль звука как художественного образа, обращающегося к чувственному восприятию читателя и раскрывающего психологию героев. 

Литература:
Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань, 2010.