XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Пластиковые бутылки»: фантастическое в романе «Лавр» Е. Г. Водолазкина

Анастасия Геннадиевна Дуюнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе производится попытка описания и классификации всех выявленных случаев фантастического в романе Е. Водолазкина «Лавр», которое не может быть полностью соотнесено только с житийной традицией. Здесь различаются типы чудесного (соотнесенного с житийной парадигмой) и собственно фантастическое (менее зависимое от жития).

Тезисы

Ключевые слова: фантастическое; чудесное; житие; Лавр; Водолазкин

В знаменитом романе Е. Водолазкина «Лавр» фантастическое начало играет существенную роль, но до сих пор не стало объектом системного научного анализа. Все элементы фантастического, не соотносимые с житийной традицией, исследователи чаще всего относят к «чертам, противоречащим древнерусской традиции» [Трофимова, 2016: 17].
Цель настоящего доклада состоит в попытке изучить и типологизировать фантастические элементы в романе «Лавр».
Фантастическое в романе «Лавр» в большинстве случаев обнаруживает связь с житийной традицией, зачастую принимая форму немаркированного чуда: непосредственная связь между происходящим и помощью Божией не всегда эксплицирована. Так, распространенным проявлением немаркированного чуда в романе становится исцеление травами, в ходе которого формула «через всякую траву идет помощь Божья на определенное дело» [Водолазкин, 2021: 18] повторяется редко, а избавления от недугов происходят часто. Читатель постоянно вынужден напоминать себе, что в случае, когда Христофор или Арсений используют травы, они обращаются к помощи Божией, а не к их лечебным свойствам.
Маркированных случаев чудесного гораздо больше во второй половине романа при обращении к традиционной для житийного дискурса ситуации исцеления наложением рук. Причем характерно, что степень чудесного изменяется по нарастающей: сначала больные не чувствуют от рук юного Арсения ничего, кроме приятного холода, а вот прикосновения монаха Амвросия уже исцеляют. Такое усиление эффективности соотносится с духовным прогрессом главного героя.
В романе Водолазкина существует и собственно фантастическое, менее соотносимое с житийной парадигмой: это изменения, связанные с нарушением законов пространства и времени. Непосредственных нарушений хода времени – таких, например, как пластиковые бутылки в лесу XV в. или наложение пластыря с горохом на язву больного — единичные случаи. Гораздо большее количество фантастического, касающегося деформации времени, сосредоточено в видениях будущего (ближайшего или далёкого) или прошлого.
Таким образом, чудесное в романе «Лавр» чаще всего реализуется в диалоге с житийной традицией: как маркированное или нет чудо. Не менее значимы случаи собственно фантастической деформации времени, разделённые на те, в которых описываются конкретно-бытовые реалии, и на те, в которых изображаются значимые исторические события. Гораздо реже (что позволяет нам говорить о периферийности этих ситуаций) фантастическое реализуется через диалоги в пространстве.
  
Литература:
Водолазкин Е. Г. Лавр. М., 2021.
Трофимова Н. В. Традиции древнерусской литературы в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр» // Рема. 2016. № 2. С. 7—20.