XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепт «family» в современном американском рекламном дискурсе

Иван Игоревич Левочкин
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена исследованию концепта «family» в современном американском рекламном дискурсе. Предметом исследования выступает американский английский язык в рамках рекламного дискурса, в котором отражены ценностные категории концепта. Анализ языковых репрезентаций в рекламном тексте позволил выделить такие ценностные категории концепта, как world, home, friendship, memories, baby, story, proud и др. В дальнейшем планируется рассмотреть концепт поэтапно, разграничивая его ядерные и периферийные компоненты.

Тезисы

Ключевые слова: концепт; дискурс; реклама

Данный доклад посвящен концепту «family» в американском английском языке, а именно в современном американском рекламном дискурсе. Целью является выявление структуры лингвокультурного концепта «family» в современном американском рекламном дискурсе. Актуальность и новизна работы обусловлена отсутствием исследований указанного концепта. Исследования, посвященные изучению концепта «family», фокусируются в большинстве случаев на таких не менее важных видах институционального дискурса, как литературный, бытовой и политический. Концепт также исследовался с позиции когнитивной лингвистики. Напр., Н. А. Решке выделяет такие ценностные компоненты, как: «любовь», «дом», «мама», «родители», «папа», «друзья», «мамочка», «папочка», «сестра», «поддержка», «узы» [Решке, 2014: 141]. Целью рекламного дискурса, согласно В. И. Карасику, является «продвижение того или иного товара», «воздействие на адресата с целью убедить его приобрести соответствующий товар» [Карасик, 2010: 90]. Подразумевая под этим возможность влияния на конечного реципиента, концепт «family» в рамках рекламного дискурса способен достаточно точно репрезентировать собственные ценностные компоненты современного американского общества. С учетом того, что концепт «family» изучается относительно его понимания в разных культурах, можно предположить, что он имеет свои особенности в американском рекламном дискурсе, которые не были описаны ранее. Материалом исследования выступают рекламные видео-ролики американского телевидения. Предварительные результаты исследования рекламных единиц американского рекламного дискурса, основанные на контекстуальном анализе, отражают, во-первых, доминирование нуклеарного типа семьи, выражаемого знаками-манекенами. Тем не менее, для современной рекламы характерны и другие типы семей: расширенная семья, многодетная семья, матери-одиночки, отцы-одиночки, бездетная пара и др. Однако данные типы семей находятся на периферии изображения в рекламном дискурсе. Во-вторых, если рассматривать ядро концепта в качестве ценностного компонента [Карасик, Слышкин, 2001: 77], обнаруживаются следующие его составляющие, эксплицируемые в виде прямых номинаций: «world», «home», «friendship», «memories», «baby», «story», «proud». В дальнейшем планируется рассмотреть концепт поэтапно, разграничивая его ядерные и периферийные компоненты, а также выявить культурные ценности, содержащиеся в косвенных номинациях в текстах рекламного дискурса.

Литература:
Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 75—80.
Рекламный дискурс и рекламный текст / Отв. ред. Т. Н. Колокольцева. Волгоград, 2010.
Решке Н. А. Концепт «семья / family» в языковом сознании представителей русской, английской и американской лингвокультурных общностей // Общество и экономика постсоветского пространства: Международный сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Горбенко. Вып. IX. Липецк, 2014.