XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Предложный падеж в XXI в.

Юлия Рустамовна Сагидуллина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка описать изменения, происходящие в форме предложного падежа имен существительных в XXI в. Проведено обобщение наблюдений, сделанных различными исследователями; предложен собственный ряд примеров и их анализ.

Тезисы

Ключевые слова: существительное; предложный падеж; аналитизм; управление; предложно-падежная форма

«Динамика языкового развития столь ощутима, что не оставляет равнодушных ни в кругу лингвистической общественности, <…> ни среди обычных граждан, не связанных профессионально с языком» [Валгина, 2001: 3]. Особенно заметны изменения в лексике, но на данном этапе развития языка ощутимы изменения и в грамматике 
— в категории падежа. Изучение динамики в употреблении падежных форм существительного требует дополнительных исследований, оставаясь актуальным и для лингвистики в целом, и в аспекте РКИ. О значимости существительного особенно на первых этапах изучения русского языка иностранцами пишет Т. А. Иванова, она уделяет особое внимание трудностям в усвоении падежной системы. Государственный образовательный стандарт — еще один показатель актуальности этой темы: первые три интенции предполагают знание существительного как основной части речи.
Об актуальных изменениях в падежной системе существительного, а точнее о стремлении языка, и в частности падежной системы, к аналитизму говорили многие лингвисты: Н. С. Валгина [Валгина, 2001], Н. А. Кузьмина и Е. А. Абросимова [Кузьмина, Абросимова, 2013] и др. Остановимся на тех изменениях, которые происходят в предложном падеже.
О. И. Северская выделяет ряд глаголов [Северская, 2019], все чаще используемых в сочетании с предложным падежом: предположить о возможности (не возможность), интересоваться о цене (не ценой), требовать на возврате (не возврата), гордиться о том что (не тем что) и др.
Согласно нашим наблюдениям, встречаются также следующие явления.
1. Замена окончания -у в т. н. втором предложном на окончание -е: какие-то викарии торопились в аэропорте; оставленную в саде, который они возделывали; действий подразделений на береге; о проведенных на мосте работах; сажа на снеге.  
2. Неизменяемость названий брендов: покупки на Яндекс-маркет; супер-распродажа на Озон. Возможно, это происходит под влиянием рекламы: необходимость обратить внимание на название бренда влияет на его внешнюю форму, вследствие чего названия брендов, как правило, выделяются крупным шрифтом или повторяются и представлены в начальной форме. Современный человек, почти вынужденно воспринимающий рекламу, невольно усваивает эти наименования в неизменяемой форме.
Таким образом, нами расширен круг наблюдений над изменениями в употреблении предложного падежа. Перспектива исследования — в  наблюдении над особенностями функционирования других падежей в русском языке новейшего времени.

Литература:
Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001.
Кузьмина Н. А., Абросимова Е. А. Активные процессы в русском языке и коммуникации новейшего времени. М., 2013.
Северская О. И. Тонкости современного глагольного управления: эллипсис, контаминация, рекурсия нормы // Русская грамматика: Структурная организация языка и процессы языкового функционирования / Отв. ред. О. И. Глазунова, К. А. Рогова. М., 2019. С.181—189.