XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Что значит «быть запевалой» с точки зрения этномузыковедов и самих певиц

Валентина Александровна Пушкина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены характеристики солиста спонтанного или институциализованного совместного пения с точек зрения двух подходов: внешнего и внутреннего, этического и эмического. Категории описания, которые предлагают этномузыковеды, как мы выяснили, не совпадают с теми, которые становятся предметом рефлексии внутри культуры. Конвенции солирования, которые эксплицируют певицы в частушках, стали предметом особого внимания.

Тезисы

Ключевые слова: вожгорский народный хор; запевала; роль; частушка; социальное конструирование реальности.

Тема этого исследования возникла во время экспедиции 2021 г. в селе Вожгора Лешуконского района Архангельской области. Группа фольклористов из Санкт-Петербургского государственного университета записывала Вожгорский фольклорный народный хор, в котором поют 14 женщин от 1940-х до 1970-х гг. рождения. Во время работы с хором я наблюдала, каким образом запевала удерживает лидерство в пении, как удаётся подчинить множество голосов ведущему голосу, какие сомнения высказывают певицы по поводу концертной и репетиционной деятельности. Запевала — это фигура, с одной стороны, вписанная в многоуровневый институт народного хора, с другой, обладающий певческим талантом человек, умеющий управлять своим голосом и множеством чужих голосов.
Предметом изучения стали категории, которые описывают фигуру запевалы внутри самой культуры. В исследовании учтены «эмический» (emic) и «этический» (etic), или иначе, внутренний и внешний подходы к категориям культуры. Сначала выясним, как в научной литературе описаны категории солирования, стихийного профессионализма, ситуации спонтанного совместного пения. Потом определим, как деревенская культура осмысляет практику совместного пения. Мы обнаружили, что в частушках качества запевалы и условия «запевания» становится предметом обсуждения. Материалом выступают личные полевые материалы автора (интервью, неформальные ситуации, концерты и репетиции), а также данные Фольклорного архива СПбГУ (ФА СПбГУ). Как указывает А. Шютц, музыкальное знание социально обусловлено, поэтому запевала не мыслится без коллектива [Шютц, 2003: 238—259]. Внутри сообщества складываются конвенции пения, солирования. В частушках упоминаются «веселье», «смелость» и другие качества деревенских запевал. Рассмотрим их в контексте биографических нарративов самих запевал. Так, «веселье» — одно из обязательных условий пения: петь можно, когда весело, и нельзя, когда грустно: напр., когда певица (певец) носят траур. Второе условие, при котором можно «быть запевалой» — «смелость / бойкость», которая противопоставляется «несмелым». «Смелые» поют, «несмелые» молчат. Также деревенские частушки сохраняют имена собственные выдающихся запевал, что выделяет конкретную личность, факты биографии, которые через частушку становятся достоянием деревенского сообщества.

Литература:
Шютц А. Совместное сочинение и исполнение музыки. Исследования социального отношения // А. Шютц. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. М., 2003. С. 238—259.