XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Односоставные предложения как средство формирования образа окружающей действительности в контексте «нового реализма»

Екатерина Александровна Чукина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено рассмотрению неопределённо-личных и номинативных предложений в современном художественном тексте (С. А. Шаргунов, «Книга без фотографий»), представляющем собой перволичное повествование. Среди 148 односоставных предложений, отобранных методом сплошной выборки, насчитывается 87 номинативных предложений и 61 — неопределённо-личное. Анализ позволил увидеть отражение в них внимания повествователя к окружающей действительности.  

Тезисы

Ключевые слова: односоставные предложения; новый реализм; синтаксическая семантика 

В докладе рассматривается семантика неопределённо-личных и номинативных предложений, выявленных в современном художественном тексте. Интерес к односоставным предложениям обусловлен дискуссионностью ряда положений в отношении их грамматического значения и стилистических особенностей. Целью исследования было выявление контекстов употребления односоставных предложений, в которых проявляются их семантические особенности. Отметим, что под контекстом понимается «семантически законченный отрезок текста или высказывания, который позволяет определить значение данного слова или сочетания слов» [Влавацкая, 2017: 39].  Материал исследования — повесть «Книга без фотографий» С. А. Шаргунова [Шаргунов, 2011], являющегося одним из ведущих представителей «нового реализма». Текст содержит повествование от первого лица, в котором реализуется авторская субъективная устремленность, характерная для жанров «нового реализма» [Кучина, 2008: 268].
При сплошной выборке было выделено 148 синтаксических единиц, из которых 61 — неопределённо-личные предложения, 87 — номинативные предложения. В ходе контекстуального анализа были сделаны следующие выводы.
1. Неопределённо-личные предложения характеризуют внешние по отношению к герою события и чётко выявляют социальную активность автора: Еще через неделю я пошел в дворники. Не то чтобы я не мог ничего иначе заработать. Скорее это был жест. Ведь меня разгромили. Журналистом никуда не берут.
2. Номинативные предложения отражают восприятие действительности героем и писательское внимание к деталям, создающим образ человека и окружающей действительности: Я дышал на покрытый снежными линиями металл, видя свое расплывчатое отражение: пятно лица, всклокоченные волосы. И мне показалось, что я отпечатался на этом стальном листе. Всегда на этой лопате теперь будет мое лицо. Фотография одиночества. Лицо и лопата.
3. В современной стилистике наметилось разграничение поэтического выдвижения (как использования традиционных приёмов выразительности) и лингвистического выдвижения, характеризующего соотносительную выделенность синтаксических конструкций в тексте [Уржа, 2022: 70—71]. С этой точки зрения для рассматриваемых предложений характерно лингвистическое выдвижение, что объясняет их стилистический потенциал.

Литература:
Влавацкая М. В. Синтагматика vs комбинаторика: основы комбинаторной лингвистики // Научный диалог. 2017. №1. С. 35—45.
Кучина Т. Г. Между воспоминанием и грезой: биографический сюжет в перволичном повествовании (на примере прозы Николая Конова) // Вестник Томского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008.  №12 (68). С. 268—272.
Уржа А. В. Первый план и фон в повествовательном тексте: нарратология, лингвистика, когнитивные исследования, переводоведение. М., 2022.
Шаргунов С. Книга без фотографий. М., 2011.