XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

История образной парадигмы «слово → оружие» в русской поэзии XIX—XXI вв.

Лилия Олеговна Веденеева
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный областной университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрена образная парадигма «слово → оружие» в русском поэтическом языке XIX—XXI вв. в аспекте теории поэтических парадигм Н. В. Павлович. Выявлена частотность вариантов реализации парадигмы и рассмотрены стилистические фигуры, с помощью которых создаются образы. Наиболее распространенные варианты реализации парадигмы: «слово → меч» (XIX в.), «слово → нож», «слово → пуля» (XX в.), «слово → стрела» (XXI в.). В XIX в. наиболее распространена реализация парадигмы через генитивную метафору, в XX в. — через сравнение и генитивную метафору, в XXI в. — через сравнение.

Тезисы

Ключевые слова: образная парадигма; поэтический язык; метафора; метаморфоза; сравнение

Функционирование образных средств в языке поэзии с точки зрения инвариантности, воспроизводимости и интертекстуальности — актуальное направление лингвистических исследований. В научных работах последних десятилетий обнаруживается интерес к теории образных парадигм — инварианта ряда сходных образов, который состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношением отождествления [Павлович, 2004: 14].
Образная парадигма «слово → оружие» (сближение понятия «слово» с понятиями, входящими в инвариант «оружие») относится к ядерным средствам репрезентации концепта «слово» и рассматривается нами в лингвостилистическом ключе.
Цель исследования — диахроническое рассмотрение особенностей функционирования образной парадигмы «слово → оружие» и ее форм в поэтическом языке XIX—XXI вв. в свете теории образных парадигм Н. В. Павлович [Павлович, 2004]. Применяется межтекстуальный анализ, предполагающий классификацию большого количества поэтических контекстов, которые включают повторяющиеся отождествления.
Источниками материала послужили «Словарь поэтических образов» Н. В. Павлович, поэтический подкорпус Национального корпуса русского языка и интернет-ресурс «Стихи.ру». Объем выборки из текстов XIX в. составил 10 поэтических фрагментов, из текстов XX в. — 29, из текстов XXI в. — 134.
В ходе исследования было установлено, что в XIX в. наиболее частотным было сближение понятий «слово» и «меч». В XX в. одинаково продуктивны образы «слово → нож» и «слово →  пуля». В XXI в. самым распространенным образом выступает «слово → стрела». Наименее распространенная форма парадигмы в XIX в. — «слово → кинжал», в XX в. реже всего встречается сближение понятия «слова» с понятиями «оружие», «кинжал», «динамит», «пулемет», «клинок» и «кол», в XXI в. — с понятием «кол».
Выделены стилистические средства, с помощью которых образуется парадигма: номинативная, генитивная, адъективная и глагольная метафоры, метаморфоза, сравнение и отождествление (полная замена в тексте одного понятия другим). В XIX в. наиболее распространена реализация парадигмы через генитивную метафору; в XX в. — через сравнение и генитивную метафору; в XXI в. — через сравнение.
Глагольные метафоры редко участвуют в создании образов парадигмы, но обнаруживаются рядом с ней практически всегда. Как правило, глагол относится к предмету сравнения, который входит в инвариант «оружие»: напр., лезвия слов рассекают тебя, как мизинец Будды (И. Мещерский, 2018). Низкая распространенность адъективных метафор объясняется тем, что от наименований оружия редко образуются прилагательные.
Некоторые формы инварианта можно назвать «обратимыми парадигмами»; напр., не «слово» сближается со «стрелой», а «стрела» со «словом»: Слово / Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней!  (В. Я. Брюсов, 1918). Обратимость указывает на устойчивость и узнаваемость парадигмы.

Литература:
Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 2004.