XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Историко-литературная автобиография: опыт Александра Гольдштейна

Варвара Глебовна Стрельникова
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен превращению историко-литературного нарратива в автофикшн в работах А. Гольдштейна. Рассматривая исторический нарратив в рамках лингвистического поворота в историографии, мы может смотреть на историю, в первую очередь, как на текст, позволяющий размывать границы между документальным и фикциональным. Выходя за рамки научного повествования, Гольдштейн получает дополнительное пространство для саморепрезентации. Совмещая роли писателя и читателя, он присваивает объекты своего повествования и использует их для самоописания.

Тезисы

Ключевые слова: историко-литературный нарратив; автофикшн; Александр Гольдштейн

В работе изучается проблема превращения историко-литературного нарратива в автобиографический и пересечения границы между документальным и фикциональным в работах Александра Гольдштейна — русскоязычного автора, родившегося в Эстонии, до 1991 г. жившего в Баку, а затем эмигрировавшего в Тель-Авив.
Выход за границы строго исследовательских задач учеными и исследователями — нередкое явление в истории литературы. Напр., особое художественное видение в научных трудах Ю. Н. Тынянова замечал Б. М. Эйхенбаум [
Эйхенбаум, 1969], авторский и «альтернативный» историко-литературный нарратив создавался Д. П. Святополком-Мирским [Ефимов, 2016]
В 1997 г. публикуется первая книга Гольдштейна «Расставание с Нарциссом: опыты поминальной риторики» — сборник эссе, написанных для израильского литературного журнала «Зеркало». За эту книгу автор получил сразу две премии, «Малый Букер» и «Антибукер». Эссе посвящены истории советской литературы, которая описана через метафору Нарцисса. Автор утверждает, что советская литература, вдохновляясь больше 70 лет только своим отражением, исчерпала себя, и объясняет, как постсоветская литература должна пережить насильственный разрыв замкнутого круга, в котором она существовала [
Гольдштейн, 2011]. Но в книге он создает не просто индивидуальную историю советской литературы — Гольдштейн наделяет повествование фикциональными элементами и подробностями своей жизни, выступая как герой предложенного им историко-литературного нарратива.  
В докладе будет описано, как подобный переход можно объяснить, с одной стороны, спецификой исторической науки с точки зрения лингвистического поворота в историографии, применяя метод структурного анализа нарратива, а с другой — через процесс чтения, трактуемый вслед за П. Рикёром [
Ricoeur, 1981], как процесс присвоения чужого дискурса и изменения собственного дискурсивного поля, который делает читателя как субъектом, так и объектом этого процесса, при этом наделяя его равной с автором текста агентностью. В работе показано, как исследователи, неизбежно принимающие на себя роль читателей и критиков, примером которых служит Гольдштейн, апроприируют изучаемые ими тексты и явления, позволяя себе не только вольные интерпретации, но и использование объектов исследования в качестве инструментов пересоздания собственной идентичности и средств  самоописания. 

Литература:
Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики.  М., 2011. 
Ефимов М. В. Статьи и рецензии Д. П. Святополк-Мирского в журнале «Slavische Rundschau» (1929
—1932) // Литературный факт. 2016. Вып. 1—2. С. 83—94.
Эйхенбаум Б. Я. Творчество Ю. Тынянова // Эйхенбаум Б. Я. О прозе. Л., 1969. С. 380—420.
Ricoeur P. Hermeneutics and the human sciences. Cambridge, 1981.