Коммуникативная тактика апелляции к региональному сознанию в рекламе и языковые средства её реализации
Анна Витальевна Призова
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
Одним из рычагов рекламного воздействия является коммуникативная тактика апелляции к региональному сознанию. В докладе выделяются коммуникативно-речевые приёмы и языковые средства реализации данной тактики в рекламных текстах, адресованных дальневосточной аудитории. Предметом исследования выступает языковая специфика реализации данной тактики. Материалом исследования является наружная, печатная, телевизионная реклама. В ходе исследования были выделены четыре коммуникативных приема, за счет которых может реализовываться данная тактика и устанавливаться контакт с дальневосточной аудиторией.
Тезисы
Ключевые
слова: рекламный текст; коммуникативная тактика; региональное сознание
Реклама «относится к убеждающей и воздействующей речи, призванной привлекать и поддерживать внимание адресата, способствовать последующему запоминанию сообщения и побуждать к определенному действию» [Стилистический словарь, 2003: 635]. Основной задачей рекламного текста является побуждение адресата к покупке того или иного товара. В соответствии с этим авторы рекламного текста выбирают соответствующую коммуникативно-речевую стратегию, определяемую как «магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии» [Педагогическое речеведение, 1998: 85]. Для ее реализации используются различные коммуникативные тактики, подразумевающие «одно или несколько действий, которые способствуют» успеху коммуникации в данных условиях [Иссерс, 1997: 284]. При этом речевая тактика может включать в себя несколько отдельных действий, определяемых как коммуникативные ходы или «приемы, выступающие в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики» [Иссерс, 1997: 284].
Цель доклада состоит в выявлении языковой специфики реализации данной тактики в рекламных текстах, адресованных дальневосточной аудитории. Для ее достижения нужно определить коммуникативно-речевые приёмы, использующиеся в рекламных текстах и апеллирующие к региональному сознанию, выявить их языковые средства, оценить степень эффективности их использования и провести анализ механизма их употребления. На данный момент эта тактика не была описана в научных работах по лингвистике, что определяет научную новизну исследования.
Материал доклада — 11 текстов наружной, печатной, телевизионной рекламы. Использованы описательный и функциональный методы исследования.
В ходе исследования были выделены коммуникативные приемы, с помощью которых может быть реализована коммуникативная тактика апелляции к региональному сознанию в рекламе: 1) апелляция к региональной «гордости» — эксплуатация идеи «Дальневосточное — это круто!»; 2) апелляция к любви, эмоциональной привязанности к родному краю — опора на идею «Дальневосточное — это родное, привычное»; 3) апелляция к региональному преимуществу — использование идеи «Дальневосточное — это не испорченное цивилизацией»; 4) апелляция к региональной самобытности — эксплуатация идеи «Дальневосточное — это особенное, не такое, как в других регионах».
Литература:
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1997.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М., 1998.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.
Реклама «относится к убеждающей и воздействующей речи, призванной привлекать и поддерживать внимание адресата, способствовать последующему запоминанию сообщения и побуждать к определенному действию» [Стилистический словарь, 2003: 635]. Основной задачей рекламного текста является побуждение адресата к покупке того или иного товара. В соответствии с этим авторы рекламного текста выбирают соответствующую коммуникативно-речевую стратегию, определяемую как «магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии» [Педагогическое речеведение, 1998: 85]. Для ее реализации используются различные коммуникативные тактики, подразумевающие «одно или несколько действий, которые способствуют» успеху коммуникации в данных условиях [Иссерс, 1997: 284]. При этом речевая тактика может включать в себя несколько отдельных действий, определяемых как коммуникативные ходы или «приемы, выступающие в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики» [Иссерс, 1997: 284].
Цель доклада состоит в выявлении языковой специфики реализации данной тактики в рекламных текстах, адресованных дальневосточной аудитории. Для ее достижения нужно определить коммуникативно-речевые приёмы, использующиеся в рекламных текстах и апеллирующие к региональному сознанию, выявить их языковые средства, оценить степень эффективности их использования и провести анализ механизма их употребления. На данный момент эта тактика не была описана в научных работах по лингвистике, что определяет научную новизну исследования.
Материал доклада — 11 текстов наружной, печатной, телевизионной рекламы. Использованы описательный и функциональный методы исследования.
В ходе исследования были выделены коммуникативные приемы, с помощью которых может быть реализована коммуникативная тактика апелляции к региональному сознанию в рекламе: 1) апелляция к региональной «гордости» — эксплуатация идеи «Дальневосточное — это круто!»; 2) апелляция к любви, эмоциональной привязанности к родному краю — опора на идею «Дальневосточное — это родное, привычное»; 3) апелляция к региональному преимуществу — использование идеи «Дальневосточное — это не испорченное цивилизацией»; 4) апелляция к региональной самобытности — эксплуатация идеи «Дальневосточное — это особенное, не такое, как в других регионах».
Литература:
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1997.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М., 1998.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.